Профинжиниринг: проектирование образовательных траекторий от школы до вуза

Автор: | 26.02.2021

25 февраля 2021 г. прошло очередное заседание Школы молодого заместителя директора в формате ВКС по теме: «Профинжиниринг: проектирование образовательных траекторий от школы до вуза». Приняло участие 24 молодых заместителя директора.

Горбачева Г.П., заместитель директора МАУ «Импульс-центр» отметила, что необходимым условием развития экономики является обоснованный выбор вида деятельности и форм занятости в соответствии с личными склонностями обучающихся и потребностями рынка труда. Именно поэтому на сегодняшний день актуален вопрос профессиональной ориентации, опирающейся на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений обучающегося и пути его реализации. Профориентационная работа является неотъемлемой частью ФГОС, представляющего собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями. ФГОС предусматривает обеспечение профессиональной ориентации обучающихся, направленной на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении. Профориентация – это меры по оказанию нашей молодежи личностно ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов, в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Важнейшая задача образовательного учреждения заключается в создании условий адекватного, возможностям ученика, выбора профессиональной подготовки и профессионального обучения.

Далее продолжила тему заместитель директора по ВР Берникова Ю.И. МОАУ «Лицей № 9», она рассказала об образовательном центре «Содружество», который функционирует в школе уже много лет. Из года в год расширяются направления профориентации и приумножаются социальные партнеры лицея. Ежегодно ученики участвуют в олимпиадном движении. В профильных классах ведется работа по программе «школа – вуз». Наиболее распространенное среди учеников является естественно-научное направление. Ребят привлекает работа в очно-заочной школе «Юный медик», посещают Кванториум, мастер-класс в биоквантуме, проходят тестирование на профпригодность. Практические занятия и проектно-исследовательская деятельность дает свои результаты – победители олимпиад и научных конференций. Более 90% выпускников поступают в ВУЗы с соответствующим профилем.

Заместитель директора по ВР МОАУ «СОШ № 24» Алехина Н.В. отметила, что в школе профориентационная работа напрямую связана с программой развития школы «От школьника к студенту», целью которой является обеспечение необходимых и достаточных условий для профессионального самоопределения выпускника основной школы через введение ранней профориентации и предпрофильной подготовки. Главное содержание деятельности коллектива школы – это реализация эффективной образовательной модели, обеспечивающей формирование ключевых социальных компетенций учащихся. Важнейшим результатом образования становится умение выпускника школы выстраивать личный жизненный проект в контексте реального построения профессионального трудового пути. Программа развития школы «От школьника к студенту» включает в себя следующие подпрограммы:

  • Целевая программа «Мы вместе»
  • Целевая программа «Волна 24»
  • Целевая программа  «Кадеты школы № 24»

Чтобы реализовать эти программы МОАУ «СОШ №24» тесно сотрудничает с предприятиями и учреждениями г. Оренбурга с целью решения профориентационных задач. Предприятия и организации, с которыми идёт тесное сотрудничество и заключены сетевые договора в рамках профориентационной работы. Профильное обучение является одним из приоритетных направлением модернизации системы общего образования РФ, ориентированным на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, на жизненные установки большинства старшеклассников. Учебный план профильных классов, реализующих  ФГОС СОО, реализует задачи социального – экономического профиля и состоит из трех частей: предметы базового и профильного уровня и предметы и курсы по выбору обучающихся. Педагоги, преподающие профильные предметы, имеют необходимое образование и достаточный квалификационный уровень. Анализ результатов ЕГЭ выпускников 11 классов профильной направленности свидетельствует о том, что в школе достаточно обеспечивается качество профильного образования.

В завершении, Литвиновой Т.А., заместитель директора МОАУ «Гимназия № 6» выступила по теме «Проект «Пятая четверть» как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся». Она акцентировала внимание участников на том, что профессиональное самоопределение молодежи является одной из важнейших государственных задач, стоящей перед системой образования. Подготовка молодого поколения к взрослой жизни, успешная адаптация их в современном обществе невозможна без успешного освоения профессии. Одними из главных выборов в жизни будущего выпускника школы является выбор профессии. Выбор должен завершиться достаточно реалистичным и четким представлением о будущей профессии, в сферу которой подрастающий человек в будущем будет включен. В законе Российской Федерации «Об образовании» (статья 14) отмечается, что содержание образования «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…». Профессиональное самоопределение является закономерным результатом прохождения пути личностного самоопределения. В жизни подростка оно занимает продолжительное время и требует сопровождения со стороны педагога (психолога). Важно своевременно начать процесс самоопределения. Представления о мире профессий должны начинаться с построения системной, целостной картины мира. В гимназии с целью выявления положительных и отрицательных моментов в организации предпрофильной и профильной подготовки, были проанализированы формы и методы работы за последние 3 года. Результаты показали, что учителя используют различные педагогические технологии, методы стимулирования и мотивации. Необходимо начать работу по предпрофильной подготовке раньше, чтобы к началу обучения в 9 классе при выборе элективных курсов учащиеся имели представление о том, что же они хотели бы изучать на профильном уровне. На основе полученных результатов был составлен новый план по предпрофильной и профильной подготовке, включающей в себя мероприятия по профориентации. Работа в 1-4 классах ведется в рамках реализации проекта «портфолио выходного дня». План мероприятий в старших классах включает в себя реализацию проекта «Пятая четверть». Так учащиеся 8-9 классов в течение двух недель в июне месяце посещают: практико-ориентированные занятия в гимназии по предметам гуманитарного, информационно-технологического, естественно-научного направлениям,  основной целью которых является формирование у учащихся 8-9 классов образовательных запросов, экскурсии на производство, где учащиеся в ходе реализации данного проекта учащиеся получают информацию о возможных путях продолжения образования, возможность оценить свои силы и принять решение по выбору профиля. Учащиеся 10 классов посещают: практико-ориентированные занятия по профильным предметам, профориентационные экскурсии (на предприятия и высшие учебные заведения города). Считаем, что данная форма работы позволяет учащимся сделать более осознанный выбор профессии и образовательной организации для дальнейшего обучения. В результате учащиеся работали над коллективными проектами, темы проектов учащиеся выбирали под руководством педагогов. В последний день пятой четверти организуется открытая защита проектов. Каждый учащийся получает сертификат о выполнении и защите проекта.

В конце занятия Горбачева Г.П. отметила, что организационно-методическим выражением единства предпрофильной подготовки и профильного обучения выступает индивидуальная образовательная траектория учащегося, которая отражает, с одной стороны, сферу его интересов и возможностей, а с другой, — обеспечивающая ему возможность выступать активным участником проектирования собственной познавательной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория учащегося является персональным путем реализации его личностного потенциала.

Рекомендации:

  • изучить индивидуальные особенности, особенности поведения обучающихся;
  • проанализировать и продумать целенаправленную и систематическую работу над выявлением и развитием учащихся;
  • рассмотреть и применять наиболее приемлемые и эффективные методы работы с учениками по профориентации;
  • совершенствовать систему развития способностей;
  • учителям-предметникам составить индивидуальный план работы по профориентации.

Материалы