Организация работы с детьми с умственной отсталостью и ЗПР (сходство и различие)

Автор: | 22.04.2021
15 апреля 2021 года состоялся семинар «Организация работы с детьми с умственной отсталостью и ЗПР (сходство и различие)»  для начинающих педагогов города Оренбурга. Участниками данного мероприятия стали педагоги из  9 образовательных организаций.

Широбоков Дмитрий Петрович, педагог-психолог МАУ «Импульс-центр» рассказал об организации работы с детьми с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Он так же подчеркнул, что отождествление неуспеваемости с умственной отсталостью является грубой и опасной теоретической и практической ошибкой, что задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее частых форм нарушений психической сферы. Разъяснил, что характерными ее признаками считаются следующие: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке перцептивной информации (т.е. информации, получаемой посредством ощущения и восприятия). Кроме того, у большинства детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность функции произвольного внимания, памяти и других высших психических функций. У одной группы детей с ЗПР преобладает интеллектуальная недостаточность, у другой — эмоционально-волевые нарушения по типу психического инфантилизма. В отличие от умственной отсталости, где психическое и, в первую очередь, интеллектуальное недоразвитие имеет тотальный и необратимый характер, при задержке психического развития наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций. При ЗПР сохранны потенциальные возможности высших форм познавательной деятельности, и прежде всего, обобщения, отвлечения и абстрагирования. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, способны использовать оказываемую им помощь и переносить ее самостоятельно на новые задания. Умственно отсталый ребенок также использует оказываемую ему помощь, но перенести самостоятельно усвоенный в конкретном задании обобщенный способ действия на новые задания он не может. Так же возникает отклонение в поведении у таких детей, что усложняет взаимоотношения в семье и школе между участниками.

Участники семинара определяли сходство и различие работы педагога-психолога с этими категориями детей. Обсудили такие вопросы: Кто присваивает статус ОВЗ? Какие особенности работы с детьми ОВЗ? Какую тактику выстраивать в работе с ребенком, родителями и педагогами? Как решать жалобы родителей детей, которые ведут себя недисциплинированно?

Рекомендации:
—  изучать литературу по работе с детьми с умственной отсталостью и ЗПР;

— в работе при консультировании родителей уделять внимание коррекции выстраиваемых отношениях между детьми и их родителями (четкие границы в поведении, отношениях, обучении ребенка).