Семинар «Организация наставничества обучающихся: реализация наставничества в формах «ученик-ученик», «учитель-ученик», «работодатель-ученик». Социальное партнерство в целях наставничества»

Автор: | 03.03.2022

28 февраля 2022 года состоялся шестой семинар из серии «Подготовка условий для запуска Программы реализации целевой модели наставничества». На семинаре присутствовало 33 куратора внедрения и реализации Целевой модели наставничества в образовательных организациях.

За каждым успешным человеком стоят наставники. Наставничество в современном динамичном мире – это эффективный инструмент личностного развития, расширения возможностей, формирования новых навыков и компетенций. Чтобы наставничество было эффективным, общение наставника и наставляемого должно быть целеполагающим, рефлексивным и творческим.  Необходимо развивать творческие способности, умение ставить цель и анализировать полученный результат на уроках и во внеурочной деятельности с начальной школы. Важную роль в реализации наставничества формы «ученик – ученик» имеют организация самоуправление, использование технологии сотрудничества и развитие коммуникативных навыков.

Сечкина Л.В., учитель начальных классов МОАУ «Гимназия № 6», координатор реализации ЦМН в г. Оренбурге, сказала что анализируя опыт наставничества формы «ученик – ученик» коллеги подчеркнули важными следующие моменты: Ребенок-наставник – это не исполняющий обязанности педагога, а лидер в учебе и труде. В настоящее время в образовательных организациях, в той или иной мере, присутствуют элементы детского наставничества: старшеклассники помогают малышам в подготовке мероприятий, участвуют в организации культурно-досуговой деятельности, в том числе и на летних оздоровительных площадках. Людмила Владимировна рассказала, что «Работодатель-ученик» и «студент–ученик» — две тесно взаимосвязанные формы наставничества в деятельности гимназии, реализующиеся через взаимодействие обучающихся нашей ОО и профессиональных учреждений при реализации дополнительных общеобразовательных программ, а также в летний период во время работы лагеря с дневным пребыванием детей.

Сечкина Л. В сделала вывод , что внедрение целевой модели наставничества в соответствии с методическими рекомендациями систематизирует эту работу, позволит зафиксировать результаты программ наставнической деятельности, провести анализ неудач и достижений.

Таким образом, внедрение практик наставничества в образовательных организациях не должно стать принудительным, выдуманным, искусственным процессом. Необходимо выделить те проблемы обучающихся, которые оптимально и эффективно можно решить, используя методологию наставничества. Трек детского наставничества легко пересекается с брендом современного образования – выбором индивидуального образовательного маршрута обучающегося.

Башатова Оксана Павловна, заместитель директора МОАУ «СОШ № 79» поделилась с коллегами по теме «Реализация наставничества в формах  «учитель-ученик», «ученик-ученик» и «работодатель-ученик» в МОАУ «СОШ 79». Оксана Павловна говорит, что подводя итоги 2019 года, школа столкнулась с рядом проблем. Тогда было принято решение выстроить свою систему наставничества.

Оксана Павловна поделилась с коллегами, что в соответствии с «Целевой моделью наставничества» в МОАУ «СОШ № 79» была разработана Программа наставничества, которая с помощью рассматриваемых форм, направлена на решение ряда вопросов:

С одаренными детьми в нашей школе целенаправленно работают 6 наставников. Двое из них работают по отдельным программам по истории, обществознанию и по биологии (Кажанова В.И. и Скопинцева Ю.В.). Педагогами сформированы группы одаренных детей. Занятия проводятся индивидуальные или групповые в указанное время и день недели. На каждого одаренного ребенка составлен индивидуальный образовательный маршрут (маршрут заполняет обучающийся с родителем и наставником). 73 учителя ведут работу с мотивированными обучающимися в 69 классах. Так как система наставничества хорошо себя зарекомендовала при работе с одаренными, мотивированными и слабоуспевающими, то с этого учебного года начали внедрять эту систему для работы с «трудными» детьми. Волонтеры и участники движений проводят всевозможные мероприятия, направленные, на повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров. А также вовлекают ребят в ряды волонткрских и социальных движений. Оксана Павловна подводя итоги сказала; что система наставничества помогает достичь показатели проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Опыт работы МОАУ «ООШ №90» представила заместитель директора Гостева Ольга Ивановна. Одним из видов деятельности организации наставничества является шефство старшеклассников над обучающимися начальных классов. Другой вид деятельности – совместная работа по созданию проектов и исследований в научном обществе «Академия ТРИУМФ». В исследовательскую группу обязательно входит ученик-наставник, который уже имеет социальный опыт по созданию и презентации подобных работ. Следующий вид работы формата «ученик-ученик» – организация наставничества мотивированного ученика над учеником, испытывающим учебные дефициты. Такой «Пост взаимопомощи» организован в двух вариантах: постоянный и временный. Постоянные наставники назначены точечно на весь учебный год, утверждены Советом старшеклассников, помогают закрепленным за ними обучающимся как в урочное, так и во внеурочное время.

Семинар вызвал профессиональный интерес у коллег.

Материалы