Мастер-классы по формированию функциональной грамотности для учителей начальных классов

Автор: | 01.11.2024

1 ноября 2024 года согласно плану работы МАУ «ИМПУЛЬС-ЦЕНТР», в рамках работы городского методического объединения учителей начальных классов на базе МОАУ СОШ №3 совместно с МОАУ «Гимназия №5», МОАУ «НОШ №33» и МОАУ «СОШ №60» состоялась панорама мастер-классов по функциональной грамотности для  учителей начальных классов. Мероприятие посетили 57 педагогов образовательных организаций города.

Заместитель директора МОАУ «СОШ №3» Орешина Светлана Анатольевна представила теоретический материал о разных видах функциональной грамотности, а затем педагогам была предложена игра по станциям.

 На станции «Читательская грамотность» педагоги МОАУ «НОШ №33» Шинкина Наталья Романовна и Коваль Татьяна Романовна показали коллегам серию приёмов, которые можно применять для работы с текстом на уроках в начальной школе: «тонкие и толстые вопросы», «составление краткой записи к задаче», «составление вопросов к задаче», «вопросы к тексту учебника», «ромашка Блума», «инсерт», «кластер», «синквейн», «фишбоун», «кубик Блума», «древо предсказаний», «крестики — нолики».

На станции «Математическая грамотность» учителя МОАУ «СОШ №60»  Жирникова Елена Владимировна и  Халистова Алёна Владимировна представили опыт работы при обучении решению текстовых задач. Педагоги отметили, что для развития математической грамотности нужно предлагать ученикам ситуации, где они сами будут формулировать задачи, вычленяя известные и неизвестные, лишние и недостающие данные.

На станции «Естественно-научная грамотность» группа коллег МОАУ «СОШ №3» (Круглова Татьяна Ивановна, Носова Анна Львовна, Ульянова Ольга Леонидовна, Коршунова Юлия Александровна, Гревцова Алена Владимировна) предложили коллегам поучаствовать в опытно-экспериментальной деятельности. Педагоги практически проверяли утверждения о различных свойствах молока. В конце мастер-класса был сделан вывод, что окружающий мир — полон чудес. Задача учителя — пробудить в ученике любознательность к изучению природных явлений.

На станции «Глобальные компетенции» учитель начальных классов МОАУ «Гимназия №5» Балкина Светлана Владимировна продемонстрировала фрагмент урока окружающего мира «Тела и вещества», на котором участники мастер-класса смогли увидеть способы формирования глобальных компетенций. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и  оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного  благополучия.

В заключение панорамы мастер-классов была проведена рефлексия. Педагогам было предложено выбрать ту функциональную грамотность, развитие которой у них получается лучше всего. В приоритете оказалась читательская и математическая грамотность. В дальнейшем на методических мероприятиях планируется продолжить знакомиться с лучшими практиками по развитию разных видов функциональной грамотности.

Участники встречи подчеркнули, что используемые технологии служат эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса.

Материалы