Городской семинар: «Этнокультурное образование. Опыт. Идеи. Перспективы»

Автор: | 21.03.2019

15 марта 2019 года в МОАУ «СОШ № 34» состоялся городской семинар для учителей гуманитарных предметов «Этнокультурное образование. Опыт. Идеи. Перспективы».

Приняли участие в семинаре 57 учителей гуманитарных предметов г. Оренбурга.

С приветственным словом выступила Г.П. Горбачева, заместитель директора МБУ «Импульс-центр», которая подчеркнула, что 2019 год провозглашен Международному году языков коренных народов, что ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. Он отмечается с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Оренбургская область является полиэтнической и поликонфессиональной территорией. По результатам последней переписи на территории области проживают представители 126 национальностей и этнических групп. Поэтому важным является вопрос развития в системе образования национальных культур и региональных культурных традиций, сохранения этнокультурных школ. И образование как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-национальных интересов должно выполнять четыре главных функции: транслирующую, развивающую, дифференцирующую, интегрирующую. Задача этнокультурного образования — сплочение этнически разноаспектного образования в единое образовательное воспитательное пространство, объединяемое общими ценностями высокой духовной российской культуры, основанной на принципах гуманизма, толерантности и культуры мира.

Продолжила мероприятие Мироненко Надежда Васильевна, заместитель директора по УВР МОБУ «СОШ № 65», которая отметила, что именно школа является ведущим центром, где возможно создать  условия, обеспечивающие становление этнокультурной компетентности школьников, формирование у молодого поколения знаний и опыта сотрудничества с людьми разных национальностей, культур и вероисповеданий. Научить людей жить вместе — одна из важнейших задач современной школы, и она может быть решена на основе концепции этнокультурного образования. Особое место в организации этнокультурного образования в школе занимает организация среды жизнедеятельности. Во-первых, это школьная среда, где усилиями учителей и учащихся формируется соответствующая психологическая и нравственная атмосфера. Во-вторых, это среда семьи с определенными условиями труда, быта, традициями и пониманием важности задач этнокультурного воспитания. В-третьих, это внешкольная среда с ее многочисленными взаимосвязями и отношениями. Школа работает не только с самим школьником, но и его ближайшим окружением. Надежда Васильевна акцентировала внимание слушателей на важности решения проблемы этнокультурного образования школьников и это отмечается в Федеральном государственном стандарте образования. Она раскрыла основные задачи и принципы этнокультурного образования и поделилась опытом работы в этом направлении.

Ищенко Венера Анатольевна, директор МОАУ «СОШ с углубленным изучением татарского языка и литературы № 38» рассказала о формировании и развитии татарской языковой среды в своей школе. Она так же отметила, что школа с изучением национального языка обеспечивает условия для формирования жизнеспособной личности в условиях качественного образования обучающихся, удовлетворения их этнокультурных и языковых потребностей. Так как выпускник школы должен быть человеком, не только знающим и развивающим язык и культуру своего народа, но и умеющим успешно строить взаимоотношения с людьми иных национальностей, обеспечивать в дальнейшем свою включенность в российское и мировое сообщество. Содержание образования в школе содействует развитию способностей детей свободно владеть родным языком, знать ценности национальной культуры, уважать традиции и обычаи татарского народа. Так же Венера Анатольевна поделилась опытом работы по формированию и развитию языковой среды в школе.

Сунгатулина Любовь Валерьевна, заместитель директора по УВР ЧОУ «СОШ «ОР-АВНЕР» рассказала присутствующим об изучении традиций и истории еврейского народа в школе. Она поделилась опытом работы, идеями реализации этнокультурного компонента, рассказала о дальнейших перспективах работы школы ОР-АВНЕР.

Стройкина Светлана Викторовна, зав. секцией отдела «Центр межнационального общения» ГБУДО ООДТДМ им. В. П. Поляничко поделилась идеями этнокультурного воспитания через межнациональное взаимодействие в системе дополнительного образования.

Материалы семинара
Фотогалерея