Молодые заместители руководителей поднимали вопрос об управлении коммуникативной компетентности педагога в ОО

Автор: | 03.02.2023

30 января 2023 года в рамках работы Школы молодого заместителя руководителя на базе МОАУ «СОШ № 88» состоялся практико-ориентированный семинар по теме «Управление коммуникативной компетентностью педагога в ОО». На мероприятии присутствовали 26 молодых завучей со стажем до 3 лет города.

Модератором выступила Горбачева Г.П., заместитель директора МАУ «Импульс — центр», которая нацелила на работу молодых завучей.

Заместитель директора по методической работе МОАУ «СОШ 88» Бахарева О.Е. отметила, что современный этап развития образования предполагает освоение компетентностного подхода. Среди профессиональных компетентностей педагога одной из наиболее значимых является коммуникативная компетентность – это профессионально значимое, личностное качество учителя, формирующееся в процессе саморазвития. Она поделилась опытом работы по управлению коммуникативной компетентностью с молодыми педагогами. Остановилась на подпрограмме, которая имеется в школе – «Повышение профессиональной компетентности педагогов». Одним из механизмов которой стало создание и действие модели роста профессионального мастерства педагогов «Профиль роста», которая была дополнена еще и реализацией целевой модели наставничества. Основой для проектирования модели являлись результаты исследования образовательных потребностей, которые осуществляются на основе выявления профессиональных дефицитов через анализ качества образования в школе, развития профессиональной педагогической компетентности, эффективности внутрифирменного повышения квалификации. Модель построена таким образом, что максимально обеспечивается активная деятельность педагога, вплоть до самоанализа и самоконтроля. Модель включает три основных этапа: выявление профессиональных дефицитов, разрабатываются ИОМы (которые включает информационную карту, план самообразования, определяет ожидаемые результаты обучения, выбираются курсы повышения квалификации, методы отслеживания профессионального развития). Работа по ИОМ выстраивается таким образом, чтобы были охвачены все компоненты коммуникативной компетентности педагога. Также она рассказала, что в программе по работе с педагогами применяются следующие элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, реверсивное, виртуальное, тьюторство, медиация и проектная технология. Поделилась с участниками материалами: ИОМ, диагностической картой по деятельности педагогов, положением школьного этапа конкурса «Педагогический дебют».

Продолжила работу Тумина Е.М., заместитель директора МОАУ «СОШ № 88». Она отметила, что рассматривая роль коммуникативной способности педагога в педагогической деятельности, установлено, что её развитие влияет и на успешность педагога в общении, и на успешность его в педагогической деятельности. Формирования коммуникативной способности педагогов в условиях современной профессиональной подготовки во многом зависит от знания норм, ценностей и установок, реализуемых в общении; отношения к человеку как субъекту общения; знания психологии общения. Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы: умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения; умения правильно планировать свою речь, т. е. содержание акта общения; умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т. д.); умения обеспечивать обратную связь. Обратила внимание на то, что в любой школе коммуникации учителя должны попадать под пристальное внимание администрации. Подчеркнула, что коммуникативная способность является основой педагогической деятельности и определяет его успешность. В школе МОАУ «СОШ № 88» проводится большая работа. Первое впечатление получают с помощью визуального способа (на собеседовании). Затем проводится наблюдение за педагогом, в процессе его работы с детьми, родителями, коллегами, администрацией проявляются или частично проявляются все коммуникативные умения. Кроме визуального наблюдения ежегодно проводится диагностическая работа (анкета), цель которой является определение уровня коммуникативных компетенций и организаторских способностей педагогов для дальнейшей коррекции психолого-педагогической и методической работы. Диагностике подвергаются потенциальные возможности личности в развитии её коммуникативных и организаторских способностей учителя. Данный опросник позволяет выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей. Привела результаты диагностической работы и обозначила мероприятия, которые проводятся методической службой школы и позволяют эффективно развивать коммуникативную компетентность педагогов. Акцентировала внимание на то, что в работе по данному направлению принимают участие не только администрация, но и педагог-психолог. Подчеркнула, что коммуникативная способность учителя понимается как совокупность достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю, эмпатии, культуры вербального и невербального взаимодействия. Поэтому этому вопросу развития данной компетенции должно в каждой школе уделяться особое внимание.

Далее выступил Белоклоков С.В., заместитель директора МОАУ «СОШ № 88». Им был представлен опыт работы по реализации информационной функции коммуникативных компетенций через деятельность методического объединения классных руководителей. Отметил, что в состав методической службы входят методические объединения классных руководителей, которые получают результаты диагностики коммуникативных компетенций педагогов. На ее основе руководители разрабатывают план работы, в которой отражены и мероприятия по формированию, развитию коммуникативной компетенции педагогов. Также поднимаются вопросы на заседаниях МО. Для эффективного планирования деятельности МО завучем издается сборник, в который входят все планы по направлениям воспитательной деятельности. Данный сборник имеется у каждого учителя, который позволяет каждому педагогу быстро ориентироваться и планировать свою деятельность и работу в качестве классного руководителя. Для создания площадки коммуникаций педагогов проводится конкурс «Созвездие идей», который проходит в 2 этапа. Первый этап открытые внеклассные занятия, второй этап – оценка лучших конспектов и формирования банка сценарных разработок. Для быстрой коммуникации создана локальная сеть, в отдельной папке классные руководители могут обмениваться материалами, получить доступ к электронным журналам, учебникам по воспитанию и классному руководству. Участникам были представлены эти сборники и методические продукты, которые разрабатываются завучем для работы с педагогами.

Горбачева Г.П., заместитель директора МАУ «Импульс – центр» провела рефлексию по содержанию семинара-практикума. Представила циклограмму муниципальных конкурсов, дала рекомендации по проведению школьных этапов.

Присутствующие отметили значимость данного мероприятия, его практико-ориентированный характер. Сделали вывод о том, что важно помнить, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от завуча, основная задача которого, выступать организатором методической деятельности, соучастником этого процесса. Материалы данного мероприятия размещены  на сайте МАУ «Импульс-центр».

Материалы