27 мая 2020 года в рамках работы городского методического объединения учителей истории в дистанционном формате прошла практико-ориентированная консультация «Подготовка к ЕГЭ. Работа с заданиями на знание хронологии» (тьютор: Каратаева Т.А., к.п.н., учитель истории и обществознания ВК МОАУ «Гимназия № 3», руководитель стажёрской площадки для учителей истории и обществознания ОО города).
Все исторические события происходят во времени и пространстве, поэтому школьники должны хорошо ориентироваться в исторических датах и картографическом материале. Хронология представляет собой вспомогательную историческую дисциплину, однако без обращения к ней невозможно изучение исторических явлений и процессов.
В ЕГЭ конкретно на знание хронологии событий нацелены 3 задания первой части КИМ:
— № 1 (расположить три события в верной последовательности).
— № 2 (сопоставить «готовую» дату и событие).
— № 11 (сопоставить события русской и всемирной истории с веком).
Но выполнение до 90% заданий итоговой аттестации по истории требует обращения к датам, без конкретизации которых нельзя определить причинно-следственные связи, выявить закономерности в развитии человечества.
Из личного опыта представлена методика цветового восприятия исторических дат, обеспечивающая долговременное запоминание материала. С 5 класса обучающиеся работают по карточкам, где каждая категория событий обозначена определенным цветом: события внутренней политики — зеленым, внешней политики — красным, периоды правления — синим, восстания и бунты — коричневым и т.п.
В помощь сдающим ЕГЭ по истории предложены основные даты отечественной истории по Историко-культурному стандарту, а также даты всеобщей истории, необходимые для синхронизации событий.
Практические рекомендации помогут учителям в подготовке обучающихся 11 классов к государственной итоговой аттестации по истории.