Информационная справка о проведении региональной стажировочной площадки для молодых учителей начальных классов

Автор: | 27.11.2020

25 ноября 2020 года в МОАУ «СОШ №79»  проведена стажировочная онлайн-площадка  по теме «Цифровая грамотность педагога. Дистанционные технологии обучения. Контроль и оценивание результатов обучения в начальной школе». Присутствовало 85 молодых специалиста из: МОАУ «СОШ №79», МОАУ «Гимназия №8», МОАУ «СОШ № 85», МОАУ СОШ № 63, МОАУ «ООШ №14», МОАУ «СОШ 84», МОАУ «Лицей №2», г.Новотроицк и др.

Цель:

  • демонстрация возможностей использования информационно-коммуникационных технологий при изучении предметов в начальной школе;
  • познакомить участников мастер-класса с сервисами для организации дистанционного обучения;
  • показать значимость критериального оценивания для эффективного обучения в начальной школе.

Планируемые результаты: технологические тренды в области дистанционного обучения, расширение знаний о Цифровых образовательных платформах, которые позволят сделать образовательный процесс более продуктивным и удобным для всех участников образовательной деятельности.

Приветствие участников мастер-класса

Прием «Комплимент».

В ходе проведения мастер-класса по заданной теме рассматривались следующие вопросы:

  1. Компетенции личности (компетенции XXI века).
  2. Цифровые аборигены и цифровые иммигранты. Карта будущего для глобальных образовательных платформ.
  3. Каков он, цифровой урок будущего? Или Уже настоящего?
  4. Технологические тренды в области дистанционного обучения.
  5. Цифровые образовательные платформы.
  6. Что такое оценивание?
  7. Нормативно-правовая база.
  8. Преимущества новых форм оценивания. Виды оценивания. Система оценивания.
  9. Формы оценивания учащихся в учебной деятельности.

В ходе проведения мастер – класса участниками было рассмотрено использование современных дистанционных образовательных технологий в начальной школе, которое позволяет сделать процесс обучения для детей интересным и продуктивным.

Сегодня на рынке существует множество опций для организации качественного обучения детей. Мастер-класс был направлен на то, чтобы молодые специалисты могли понять для себя, какая платформа может быть им наиболее полезна, а также какие еще инструменты могут помочь в работе.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий предполагает получение образовательных услуг без посещения образовательного учреждения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Дистанционное образование в начальной школе является довольно эффективным и актуальным типом образования и на время введения карантина.

ФГОС НОО предъявляет определенные требования к подготовке учащихся – школа должна предоставить все условия, чтобы учащийся смог легко адаптироваться в постоянно меняющемся обществе, уметь самостоятельно получать знания, обладать целым рядом компетенций, в том числе информационной и коммуникативной. Учебная деятельность в дистанционной форме служит развитию у школьников специфических умений, необходимых ему для решения поставленных учебных задач, с помощью средств коммуникаций и ресурсов в сети Интернет.

 В целом, одна из задач дистанционного обучения – принимать во внимание возможности и интересы каждого обучающегося ребенка, то есть содействовать построению индивидуальной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Вместе с тем, немаловажной задачей является обеспечение культурного развития ребенка, его социализации, развитие творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности.

Технические возможности для дистанционного обучения начальной школы различные.

При планировании дистанционного обучения необходимо учитывать технические возможности образовательной организации (пропускная способность канала связи, работоспособность коммуникационного сервера, количество рабочих мест для педагогов) и обязательно сочетать следующие способы организации дистанционного обучения:

-онлайн-уроки (в режиме реального времени), организованные с помощью любого удобного видеосервиса (Skype, видео в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники»);

-онлайн-обучение с помощью ЭОР:

  • образовательные платформы Российская электронная школа (РЭШ),
  • ЯндексУчебник,
  • ЯКласс,
  • ресурсы издательств «Просвещение» и «Российский учебник»,
  • видеоколлекции, видео в YouTube.

Всем знакомы современные системы для проведения занятий и трансляций.

С помощью видеосервиса Skype удобно проводить трансляцию занятия. Функции голосовых и видеозвонков группы Skype позволяют одновременно вмещать до 25 человек на занятии. Учитывая популярность Skype, каждая аудитория вероятно уже имеет установленное приложение. Можно показать свой рабочий стол и проводить трансляцию занятия.

Трансляции на YouTube. Можно легко подключить учеников по ссылке, причем ученики легко могут подключиться со своего смартфона (при наличии интернета) и посмотреть урок.

Рекомендуется использовать различные образовательные платформы, доступ к которым открыт для каждого ученика, родителя бесплатно. Министерство просвещения информирует об общедоступных федеральных и иных образовательных онлайн-платформах, а также ведёт диалог с владельцами открытых ресурсов о необходимости предоставления бесплатного доступа к образовательному контенту.

Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 4-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа». Это более 120 тысяч

уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Интерактивные уроки построены на основе авторских разработок, соответствуют ФГОС и примерной основной образовательной программе. Использовать их, помимо учителей и школьников, могут родители для помощи детям в учебе в новых условиях. 

Младшие школьники смогут продолжить занятия по русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник». Он содержит более 45000 уникальных заданий по математике и русскому языку по ФГОС.

Легкий переход на дистанционный формат обучения обеспечит образовательная платформа «Учи.ру».  Школьникам предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам.

Выгодно создавать проверочную работу на портале ЯКласс. Созданную проверочную работу можно назначить для выполнения как всему классу, так и одному или нескольким ученикам, пропустившим или не решившим данную работу. За ходом выполнения созданной и назначенной работы можно наблюдать в любое удобное время (при создании можно ограничить срок для выполнения заданий). После выполнения учащимися назначенной работы, учитель может посмотреть и распечатать отчёт о проведённой проверочной работе. Оценку за выполненное задание можно перенести в электронный журнал.

Новая цифровая среда и постоянное взаимодействие

Было отмечено, что очень важно понимать, что цифровые компетенции связаны с тем, что педагог вынужден работать в принципиально новой, цифровой, среде и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса: непосредственно со школьниками, с другими учителями, с администрацией и с родителями, а также с третьими лицами, которые так или иначе вовлечены в образовательный процесс. Все это необходимо делать в цифровой среде. Ее главное отличие от того, что мы привыкли видеть, — абсолютно другие принципы, на которых строится взаимодействие. Мы увидели, что большинство педагогов пыталось просто перенести свои практики в цифровую среду, но в ней абсолютно другие подходы к коммуникации. Именно поэтому для работы в новой среде необходимы новые компетенции.      

Новое поколение детей требует новых компетенций учителей

Чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Дети, рожденные после 2010 года, на «ты» с технологиями, многозадачны и хотят учиться, только если им действительно интересно. Это значит, что современная школа должна создать такие условия для учеников, обучив учителей необходимым компетенциям. К сожалению, весенние события показали, что не все, чему до этого обучались педагоги и что раньше представлялось нужным, пригодилось на практике. Однако именно благодаря этому уже сейчас обнаружились ошибки, недостатки и недоработки. А это значит, что сегодня можно заняться их устранением, совершенствованием системы образования в целом и, конечно, развитием новых необходимых компетенций учителя.

Какими ключевыми компетенциями должен обладать учитель будущего?

— И сейчас, и в будущем учитель не только должен давать готовые знания, но и научить ученика добывать их и грамотно использовать: его задача научить детей учиться. Ключевыми компетенциями, которыми должен обладать учитель будущего, с одной стороны, являются ИКТ-компетенции. Педагог должен демонстрировать знания современных технологических тенденций, навыки работы с электронными образовательными ресурсами, современными гаджетами и приложениями.

С другой стороны, учитель будущего должен владеть soft skills компетенциями: иметь высокий уровень эмоционального интеллекта, уметь работать в команде, эффективно выстраивать коммуникацию, проявлять лидерские качества и принимать оперативные решения.

4 Сайт Educators Technology опубликовал список необходимых цифровых педагогических компетенций современного педагога. Всего в списке десять цифровых навыков:

  1. Находить и оценивать учебные онлайн-материалы;
  2. Создавать визуально интересные материалы;
  3. Создавать виртуальные площадки для своего класса: блоги, сайты, wiki-платформы;
  4. Уметь эффективно искать информацию в сети;
  5. Использовать возможности социальных сетей для профессионального развития;
  6. Рекомендовать и распространять учебные ресурсы;
  7. Создавать, редактировать и распространять цифровые портфолио;
  8. Создавать, редактировать и распространять мультимедийный контент;
  9. Использовать онлайн-инструменты для внедрения современных педагогических практик: перевернутый класс, смешанное обучение, мобильное обучение, проектное обучение и.т.д.
  10. Налаживать связи с другими преподавателями.

В заключении участники мастер-класса отметили, что сегодня во всем мире огромное внимание педагогического сообщества направлено на срочное формирование новых цифровых компетенций. Опыт последних шести месяцев показал, что в нынешних условиях учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения. Непрерывное обучение — вот к чему сегодня пришел весь мир и на чем будет строиться наше будущее. Непрерывное обучение и для учеников, и для учителей — отныне только при таких условиях мы вырастим образованное, эрудированное новое поколение.

Вторую часть мастер – класса провела Марина Юрьевна Фадаева, которая раскрыла вопрос «Контроль и оценивание результатов обучения в начальной школе».

Марина Юрьевна продолжила разговор и остановилась на вопросе контроля и оценивания результатов обучения в начальной школе.

Изменились условия жизни, изменились подходы к вопросу образования.

Традиционный подход предусматривал, что ЗУН усваивались в соответствии с содержанием отдельно взятой программы и оценивались в ходе текущих, промежуточных и итоговых процедур по предмету и фиксировались в журнале в виде отметки. В связи введением ФГОС, данный вопрос стал рассматриваться иначе.

Участники определили, что же такое ОЦЕНИВАНИЕ?

Обратились к нормативно-правовой базе вопроса, которую должен знать каждый учитель.

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (+регламенты к нему).

2.СанПиН 2.4.2.2821-10

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

4.ПООП НОО (примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования)

Рассмотрели общие принципы оценивания с позиции ФГОС. Преимущества новых форм оценивания.  Вспомнили виды оценивания.

Портфолио- это современная эффективная форма оценивания личностных результатов обучения каждого ребенка. Портфолио может выглядеть по- разному, но основа остается неизменной.

В ФГОС НОО говорится о том, что оценочная деятельность и отметочная фиксация достижений учащихся может осуществляться только со второго класса и в строгом соответствии с Письмом (нормы оценок) Минобразования РФ от 19.11.1998 года. 

Был затронут вопрос о безотметочном обучении.

Стажеры отметили, что данный материал является продуктивным, интересным, доступным к  применению в работе.  Участникам было предложено заполнить чек лист мастер –класса.

Рефлексия :  Прием «Шары и самолеты»
Задача приема: моделирование ситуации, иносказание вывода
Предлагаю правой стороне зала «одной левой» надуть воздушные шары, не завязываем, держим. 
Ассоциация «Мы наполняем знаниями наших учеников»
А левой стороне зала предлагаю сделать со мной бумажные самолеты
(Самолетики складываем под следующие слова)
Ассоциация «Современное обучение предполагает вместе с детьми… 
1. Ставить проблему и находить решение (ищем середину листа, подгибаем два угла)
2. Активно взаимодействовать (решительно сгибаем)
3. Применять знания в новой ситуации (снова сгибаем два угла)
4. Работать в команде (соединяем два крыла)
5. Исследовать и проектировать (отгибаем два крыла)
6. Стремиться к активной мыслительной и практической деятельности (расправляем, готовим к полету сложенный самолет)
Прием «Экперимент»
Задача приема: на практике сравнить теоретические выкладки
Можно наполнить ученика знаниями (отпускаем шары) и наблюдать, как хаотично он старается их применить (как правило, отпущенные незавязанные шары движутся непредсказуемо)
А можно, научив наших учеников действовать, отправить их в красивый полет по жизни (запускаем самолетики).

Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной, с педагогами было легко общаться. Практическая часть прошла на позитиве, все справились с заданием на отлично.

Рекомендации:

  • Принять к сведению технологические тренды в области дистанционного обучения, расширять своё знакомство с Цифровыми
    образовательными платформами, которые позволят сделать образовательный процесс более продуктивным и удобным для всех участников образовательной деятельности.
  • Продолжить формирование активной позиции педагогов в вопросах систематического контроля и оценивания знаний и умений учащихся как одного из основных условий повышения качества обучения.

Руководители стажировочной площадки:
Шарова Татьяна Васильевна, Фадеева Марина Юрьевна

Материалы