23 марта 2021 года в рамках реализации концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» прошел семинар-практикум по теме «Инклюзивное образование. Физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». Приняли участие 142 учителя физической культуры образовательных организаций города.
Модератор: МОАУ «СОШ № 76».
В рамках семинара рассмотрены следующие вопросы с педагогами в форме диспута вопрос-ответ:
– особенности работы с детьми с ОВЗ в образовательной организации;
– планирование работы: индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ), конспекты/технологические карты уроков, ТП и т.д.
– вовлечение учащихся с ОВЗ во внеурочную деятельность;
– контроль за успеваемостью.
Опытом работы по заявленной проблеме поделились с коллегами Агапеева А.В., Никлесова О.В., учителя физической культуры МОАУ «СОШ № 76», руководитель городского методического объединения.
Педагоги подчеркнули, специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой̆ он есть, подстраивает под него систему образования. Этот вид образования предполагает несколько вариантов реализации: классический вариант посещения учебного заведения учащимся с ограниченными возможностями здоровья, надомное, дистанционное обучение.
Рассказали об организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ в МОАУ «СОШ №76», назвали формы работы с детьми с ОВЗ, которые позволяют применять индивидуальный подход и отслеживать результаты каждого ребенка, делая процесс обучения дифференцированным и индивидуализированным.
Постарались раскрыть практические занятия с упражнениями по работе с детьми ОВЗ: физические упражнения для коррекции ходьбы, бега, прыжков, подготовительные упражнения для метания, освоение предметных действий с мячом, физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук, упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника, спины и т.д.
К сожалению, практика показывает, что вопрос об организации процесса развития и обучения «особых» детей̆ в массовой̆ школе до сих пор остается открытым. Связано это не только со спецификой̆ методик, но и с неподготовленностью кадров, формирующих инклюзивную образовательную среду, оказывающих коррекционную и психологическую поддержку учащимся с особыми образовательными потребностями. Специалисту по физической̆ культуре и спорту в реализации инклюзивного подхода в образовании отведена одна из ведущих ролей, поскольку занятия физической культурой̆ играют приоритетную роль в социальной̆ адаптации инвалидов, стимулируя их к установлению контактов с окружающим миром.
Мероприятие вызвало у коллег профессиональный интерес.