Современный наставник – кто он?! Проектирование системы наставничества в образовательной организации

Автор: | 25.10.2021

21 октября 2021 г. в рамках Школы молодого заместителя директора образовательных организаций состоялся круглый стол по теме: «Современный наставник – кто он?! Проектирование системы наставничества в образовательной организации» на платформе ZOOM. На данном мероприятии приняли участие 28 завучей школ города Оренбурга.

Горбачева Г.П., заместитель директора МАУ «Импульс-центр», нацелила участников на работу данного мероприятия. Она отметила, что наставнической деятельности в системе образования выступает непосредственное воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта от наставника к наставляемому. Объектом наставничества является сам процесс передачи опыта, а субъектами — наставники, представители структур, которые организуют наставническую деятельность, и контролирующих организаций, сами наставляемые.

Масловская С.В., куратор Школы молодого заместителя директора ОО и модератор круглого стола начала свое выступление с поручения Президента РФ Правительству РФ «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, …» Она представила концептуальные предложения формирования НСУР. Светлана Викторовна отметила, что наставничество – это тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне, планомерная работа по передаче навыков, инструмент воспитания подрастающих кадров. Акцентировала внимание на способах формального и неформального обучения наставляемого. Провела сравнительную характеристику Российской и Европейской модели наставничества. Разобрала с участниками вариации ролевых моделей наставничества. Назвала необходимые качества успешных наставников и что должна включать Программа наставничества.

Продолжила работу круглого стола Пасечная И.Н., заместитель директора МОАУ «СОШ № 3». Она представила визитную карточку своей организации. Отметила, что с сентября месяца текущего года школа реализовывает целевую модель наставничества, назвала и разобрала основные принципы, направления и этапы работы по системе наставничества.

Гревцова А.В., учитель начальных классов МОАУ «СОШ № 3» поделилась опытом работы по реализации формы наставничества «учитель-ученик». Раскрыла модели взаимодействия наставничества, которые используют учителя школы: пассивная — ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит); активная — ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания); интерактивная — процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Так же поделилась формами взаимосвязи с учащимися: прямое (непосредственный контакт с учеником, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке); опосредованное (проявляется только формально, путем советов, рекомендаций, личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду); индивидуальное (когда все силы направлены на воспитание одного ученика); коллективное (когда наставничество распространяется на весь коллектив учеников); открытое (двустороннее взаимодействие наставника и воспитуемого); скрытое (когда наставник воздействует на ученика незаметно для второго).

Носова А.Л., учитель начальных классов МОАУ «СОШ № 3» представила опыт работы по форме «ученик- ученик». Она отметила, что при реализации модели наставничества формы «ученик – ученик» детей-наставников нужно учить быть наставниками, развивать их наставнические навыки. Чтобы наставничество было эффективным, общение наставника и наставляемого должно быть целеполагающим, рефлексивным и творческим. Мы развиваем творческие способности, умение ставить цель и анализировать полученный результат на уроках и во внеурочной деятельности с начальной школы. Важную роль в реализации наставничества формы «ученик – ученик» имеют организация самоуправление, использование технологии сотрудничества и развитие коммуникативных навыков. В школе применяются три формы наставнического взаимодействия учеников: проект, мастер-класс и отчетный концерт. Каждая из этих форм имеет одинаковые компоненты: образование пар или групп, где определяется ответственный (наставник), постановка и принятие цели (подготовить проект, мастер-класс, номер для отчетного концерта), совместная творческая работа для реализации данной цели, предоставление результата и рефлексия (что получилось, какие были трудности). Кроме ученика-наставника и ученика-наставляемого, здесь присутствует третий человек – куратор. Куратор формирует ученические пары и организует семинары, мастер-классы, тренинги и другие мероприятия для обучения наставников. Задача куратора – дать наставнику инструмент для работы с наставником. Отметила, что ребенок-наставник – это не исполняющий обязанности педагога, а лидер в учебе и труде. Так же поделилась с участниками основными инструментами развития коучей и наставников.

Форму «учитель-учитель» представила Арапова Л.В., заместитель директора МОАУ «СОШ № 3». Она отметила, что главной целью наставничества в школе является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. Назвала основные задачи взаимодействия наставника с наставляемым. Представила «портрет» наставника и наставляемого, результаты правильной организации работы наставников. Назвала основные этапы реализации программы наставничества в образовательных организациях. И отметила, что самые главные – это формирование наставнических пар или групп и организация работы наставнических пар или групп. Так же акцентировала внимание на том, что обязателен этап – оценка промежуточных итогов. Она может проводиться в формате рассмотрения практических результатов профессионального обучения – педагогический проект, методика, открытый урок, публикация.

Участники круглого стола активно участвовали в обсуждении предложенных вопросов.

Все материалы выступлений размещены на сайте в рубрике «Профессиональные сообщества» — «Школа молодого заместителя руководителя».

Рекомендации:

— изучить необходимые нормативные документы по реализации целевой модели наставничества;

— ознакомиться с основными формами этой модели, которые применимы для образовательных организаций;

— использовать предложенный опыт коллективом МОАУ «СОШ № 3» в своих организациях;

— посещать заседания опорной площадки по реализации целевой модели наставничества один раз в месяц.

Материалы