Региональный семинар-практикум «Современные подходы к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся»

Автор: | 26.11.2021

24 ноября 2021 г. состоялся региональный семинар на базе МАУ «Импульс-центр» для специалистов управления образования муниципалитетов и педагогических работников Оренбургской области по теме: «Современные подходы к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся».

Модератором мероприятия выступила Оксузян Т. П., начальник отдела общего образования управления образования администрации города Оренбурга.

О современных подходах к формированию естественно-научной функциональной грамотности обучающихся рассказала заместитель директора МОАУ «Лицей №9» г. Оренбурга Л.Р. Кочулева.  Она отметила, что естественно-научная грамотность (ЕНГ) это один из важнейших видов функциональной грамотности и определяется как основная цель школьного естественнонаучного образования в большинстве развитых странах мира и отражает способность человека применять знания и умения в реальных жизненных ситуациях, связанных с практическими применениями достижений естественных наук. Представила компетенции, раскрывающие содержание ЕНГ, и характеристику заданий по формированию этих компетенций. Л.Р. Кочулева познакомила с моделью заданий по оценке ЕНГ. Так же отметила, что задания по формированию ЕНГ классифицируются по конкретным параметрам и межпредметная естественно-научная интеграция позволяет объединить знание физики, астрономии, географии, биологии, химии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать целостную естественно-научную картину. На примерах конкретных задач показала, как нужно  работать с заданиями. Отметила, что одним из эффективных приемов, направленных на формирование ЕНГ школьников является решение практико-ориентированных задач. Подчеркнула, что практико-ориентированные, компетентностные и ситуационные задания должны быть в гораздо большей степени представлены в УМК  естественнонаучных  предметов  и измерительных  материалах ГИА. Важно, чтобы учитель помог осознать ученику, как и почему новое знание окажет на него формирующее воздействие, сделает его лучше, расширит его возможности.

Далее С.Н. Гринцова, заместитель директора МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) осветила вопрос по современным подходам к формированию и оценке финансовой грамотности. Рассказала о принципах обучения финансовой грамотности и особенностях заданий по финансовой грамотности. Более подробно представила схему занятий в основном и среднем звене, структуру работы в начальных классах. На конкретных заданиях показала, как реализовать финансовую грамотность на уроках в основной и средней школе. Представила вниманию полезные интернет ресурсы.

О формировании и оценке глобальных компетенций у обучающихся рассказала  О.В. Бирина, заместитель директора МОАУ «СОШ № 48. Она остановилась на освещении структуры комплексного задания по формированию глобальных компетенций, особенностях и содержании заданий.

М.А. Елина, заместитель директора МОАУ «СОШ № 78» поделилась опытом работы по развитию креативного мышления обучающихся. Она отметила, что креативное мышление есть способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных и т.п.) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения. С учетом принятых подходов и имеющихся ограничений в исследовании PISA‑2021 выделяются две широкие содержательные области: 1) креативное самовыражение и 2) получение нового знания / креативное решение проблем. Эти содержательные области, в свою очередь, подразделяются на четыре подобласти: (1a) письменное или устное словесное самовыражение; (1b) изобразительное и символическое самовыражение; (2a) решение естественнонаучных и математических проблем; (2b) решение социальных и межличностных проблем. Рассмотрела вместе с участниками несколько заданий, на примере которых можно формировать у учеников данные умения. Представила критерии оценивания данного каждого вида заданий:

О формировании и оценке читательской грамотности поведала Л.А. Сайганова, заместитель директора, заслуженный учитель РФ МОАУ «Лицей №1» г. Оренбурга. Она дала несколько советов по формированию читательской грамотности. Представила копилку приемов и каждый прием описала, дала рекомендации по их использовании, средства формирования читательской грамотности при изучении различных предметов.

В заключении И.Ф. Маликова, заместитель директора и Т.Г. Гулина, учитель математики МОАУ «Физико-математический лицей» г. Оренбурга представили опыт работы по формированию и оценке математической грамотности обучающихся на уроках математики. Они отметили, что обучение через задачи является одним из наиболее эффективных средств развития математического мышления учащихся. Отметили, что сегодня главное на уроке не только то, как работал учитель, главное – чего достиг ученик, какое приращение на пути знаний он получил. Раскрыли основополагающие принципы своего опыта. Представили тренажер, который используют на уроках в своей работе.

Более подробно можно ознакомиться с материалами на сайте МАУ «Импульс-центр».

Рекомендации:

— изучить материал, представленный выступающими;

— использовать в своей работе рекомендации представленные учителями города;

— оказывать методическое сопровождение учителям на уровне образовательной организации;

— оказывать методическую помощь молодым учителям при подготовке к занятиям;

— провести методические заседания по формированию и оценке функциональной грамотности;

— всем выступающим представить свой опыт работы на городских методических объединениях.

Материалы