25 ноября 2021 года в рамках работы Школы молодого учителя «Ориентир» прошли заседания региональных и муниципальных стажировочных площадок по теме: «Психолого-педагогическая компетентность учителя» для молодых учителей:
Заседания стажировочных площадок проведены с использованием платформы Zoom для видеоконференцсвязи (ВКС). В них приняли участие более 100 молодых педагогов со стажем работы до 3 лет образовательных организаций г. Оренбурга.
Цель: способствовать повышению уровня психолого-педагогической компетенции педагогов условиях реализации ФГОС.
Задачи:
- Создание модели личностно-профессиональных качеств педагога
- Повышение уровня профессиональных компетенций посредством совершенствования умения адекватно оценивать результаты собственного труда (саморефлексия).
- Повышение качества взаимодействия всех участников образовательных отношений на основе ознакомления с основными способами выхода из конфликтной ситуации.
- Профилактика синдрома профессионального выгорания педагога за счет обучения практическим приемам и навыкам снятия стресса.
Планируемые результаты:
Молодой педагог получит возможность:
— познакомиться с современными моделями качеств педагога;
-познакомиться с факторы формирования психолого-педагогической компетентности
-познакомиться проблемами личностного развития и профессиональной самореализации и повышении уровня их психолого-педагогической компетентности.
Мероприятие состояло из теоретической и практической части.
В первой части была проведена проблемная лекция, в которой рассматривались такие вопросы как:
1.Сущность психолого-педагогической компетентности.
Личностное развитие учителя является стержневым фактором труда учителя, определяющим его профессиональную позицию в идеологической деятельности и педагогическом общении. В ходе труда учителя три его стороны вступают в сложные диалектические отношения друг с другом, когда каждая из них является то предпосылкой, то средством, результатом развития другой (например, вначале личностное развитие является условием, приспосабливается к требованиям профессиональной деятельности и педагогического общения, а затем сама строит и развивает их). Психолого-педагогическая компетентность предполагает форсированность в труде учителя всех этих трех сторон. Осуществление педагогической деятельности, педагогического общения, самореализация личности учителя составляет процесс его труда. Психолого-педагогическая компетентность учителя определяется также соотношением в его реальном труде и его психологических качеств, которые касаются как познавательной сферы учителя (его мышления, наблюдательности, рефлексии и самооценки), так и мотивационной сферы (целеполагание, мотивационная направленность личности и др.). Под психолого-педагогической компетентностью будем понимать максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющую достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.
- Критерии психолого-педагогической компетентности.
Критерием психолого-педагогической компетентности педагогической деятельности является наличие у учителя собственной творческой педагогической системы.
Критерием психолого-педагогической компетентности педагогического общения является владение учителем демократическим стилем общения с учениками, учителями и родителями.
Критерием психолого-педагогической компетентности личностного развития учителя является стабильное психоэмоциональное состояние личности учителя.
Опрос молодых специалистов позволил выявить аналогичные качества, определяющие облик учителя: личностные качества (умение ладить с людьми, руководить, терпение, чувство юмора, чуткость к людям, аккуратность,
- Личностные качества педагога.
Работа учителя характеризуется как деятельность, которой присущи интуиция, находчивость, изобретательность, вдохновение, способность к тяжелому, упорному труду. Творческая деятельность педагога не может осуществляться по шаблону, ее нельзя заалгоритмизировать, поскольку неотъемлемыми ее компонентами являются оригинальность, отход от штампов, неожиданность, умение действовать по обстоятельствам.
Молодые специалисты пришли к таким выводам:
Преодоление отрицательных тенденций педагогической практики требует существенной перестройки личностных и профессиональных установок учителя, успешность которой в значительной степени определяется уровнем его психолого-педагогической компетентности
Современные высокие требования к психолого-педагогической компетентности учителя со стороны учеников и их родителей могут выступить серьезными внешними стимулами в работе учителя над самим собой.
Неразвитость и недостаточная сформированность основ психолого-педагогической компетентности и педагогической культуры учителя актуализируют необходимость поиска путей их формирования и повышения.
Проблема личностного развития и профессиональной самореализации педагогов является ключевой в повышении уровня их психолого-педагогической компетентности и педагогической культуры.
возрождение истинных ценностей педагогической культуры.
Практическая часть состояла из анкетирования молодых специалистов и работы с различными методиками.
В отзыве на мероприятие стажёры отметили, что информация, полученная на семинаре, была очень актуальной и интересной.