Региональные и муниципальные стажировочные площадки для молодых педагогов в рамках Школы молодого учителя «Ориентир»

Автор: | 30.11.2021

25 ноября 2021 года в рамках работы Школы молодого учителя «Ориентир» прошли заседания региональных и муниципальных стажировочных площадок по теме: «Психолого-педагогическая компетентность учителя» для молодых учителей:

Заседания стажировочных площадок проведены с использованием платформы Zoom для видеоконференцсвязи (ВКС). В них приняли участие более 100 молодых педагогов со стажем работы до 3 лет образовательных организаций г. Оренбурга.

Цель: способствовать повышению уровня психолого-педагогической компетенции педагогов условиях реализации ФГОС.

Задачи:                                                

  1. Создание модели личностно-профессиональных качеств педагога
  2. Повышение уровня профессиональных компетенций посредством совершенствования умения адекватно оценивать результаты собственного труда (саморефлексия).
  3. Повышение качества взаимодействия всех участников образовательных отношений на основе ознакомления с основными способами выхода из конфликтной ситуации.
  4. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагога за счет обучения практическим приемам и навыкам снятия стресса.

Планируемые результаты:

Молодой  педагог  получит  возможность:

— познакомиться с  современными моделями качеств педагога;

-познакомиться с факторы формирования психолого-педагогической компетентности

-познакомиться проблемами личностного развития и профессиональной самореализации  и повышении уровня их психолого-педагогической компетентности.

Мероприятие состояло из теоретической и практической части.

В первой части была проведена проблемная лекция, в которой рассматривались такие вопросы как:

1.Сущность психолого-педагогической компетентности.

Личностное развитие учителя является стержневым фактором труда учителя, определяющим его профессиональную позицию в идеологической деятельности и педагогическом общении. В ходе труда учителя три его стороны вступают в сложные диалектические отношения друг с другом, когда каждая из них является то предпосылкой, то средством, результатом развития другой (например, вначале личностное развитие является условием, приспосабливается к требованиям профессиональной деятельности и педагогического общения, а затем сама строит и развивает их). Психолого-педагогическая компетентность предполагает форсированность в труде учителя всех этих трех сторон. Осуществление педагогической деятельности, педагогического общения, самореализация личности учителя составляет процесс его труда. Психолого-педагогическая компетентность учителя определяется также соотношением в его реальном труде и его психологических качеств, которые касаются как познавательной сферы учителя (его мышления, наблюдательности, рефлексии и самооценки), так и мотивационной сферы (целеполагание, мотивационная направленность личности и др.). Под психолого-педагогической компетентностью будем понимать максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющую достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.

  1. Критерии психолого-педагогической компетентности.

Критерием психолого-педагогической компетентности педагогической деятельности является наличие у учителя собственной творческой педагогической системы.

Критерием психолого-педагогической компетентности педагогического общения является владение учителем демократическим стилем общения с учениками, учителями и родителями.

Критерием психолого-педагогической компетентности личностного развития учителя является стабильное психоэмоциональное состояние личности учителя.

Опрос молодых специалистов  позволил выявить аналогичные качества, определяющие облик учителя: личностные качества (умение ладить с людьми, руководить, терпение, чувство юмора, чуткость к людям, аккуратность,

  1. Личностные качества педагога.

Работа учителя характеризуется как деятельность, которой присущи интуиция, находчивость, изобретательность, вдохновение, способность к тяжелому, упорному труду. Творческая деятельность педагога не может осуществляться по шаблону, ее нельзя заалгоритмизировать, поскольку неотъемлемыми ее компонентами являются оригинальность, отход от штампов, неожиданность, умение действовать по обстоятельствам.

Молодые специалисты пришли к таким выводам:

Преодоление отрицательных тенденций педагогической практики требует существенной перестройки личностных и профессиональных установок учителя, успешность которой в значительной степени определяется уровнем его психолого-педагогической компетентности

Современные высокие требования к психолого-педагогической компетентности учителя со стороны учеников и их родителей могут выступить серьезными внешними стимулами в работе учителя над самим собой.

Неразвитость и недостаточная сформированность основ психолого-педагогической компетентности и педагогической культуры учителя актуализируют необходимость поиска путей их формирования и повышения.

Проблема личностного развития и профессиональной самореализации педагогов является ключевой в повышении уровня их психолого-педагогической компетентности и педагогической культуры.

возрождение истинных ценностей педагогической культуры.

Практическая часть состояла  из  анкетирования молодых специалистов  и работы с различными методиками.

В  отзыве  на  мероприятие  стажёры отметили, что  информация,  полученная  на  семинаре, была  очень  актуальной  и  интересной. 

Материалы