15 февраля 2022 года состоялся семинар-практикум в рамках ГМО учителей начальных классов «Современные подходы к обучению чтению и письму».
Цель семинара – актуализация профессиональных знаний о современных подходах к обучению чтению и письму, совершенствование педагогического мастерства путём обмена опыта по данной теме.
Присутствовало – 110 человек.
В ходе семинара были рассмотрены следующие вопросы:
- Обзор современных методик по обучению чтению и письму (Круглова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов МОАУ «СОШ №3»)
- Игровые упражнения для формирования базовых процессов чтения (Гревцова Алена Владимировна, учитель начальных классов МОАУ «СОШ №3»)
- Обучение письму: играем, учим, развиваем (Носова Анна Львовна, учитель начальных классов МОАУ «СОШ №3»)Формирование читательской грамотности в период обучения грамоте. (Орешина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов МОАУ «СОШ №3»)
Круглова Татьяна Ивановна представила обзор современных методик обучения чтению и письму. На семинаре были рассмотрены подходы к обучению чтению по системе В.Г. Горецкого и А.Ф. Шанько, по системе Н.М.Бетеньковой и Н.С. Жуковой. Татьяна Ивановна отметила, что при обучении чтению немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У детей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем. На семинаре было уделено внимание таким методикам обучения письму: традиционная методика, которая представлена в «Прописях» В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина и А.Ф. Шанько; методика тактированного письма (по М.М. Безруких), методика Н. М. Бетеньковой и методика «Письма с секретом» В.А. Илюхиной. В заключении Татьяна Ивановна обратила внимание коллег, что в педагогической науке идет постоянный поиск эффективных приемов и методов обучения, приведения их в определенную систему.
Гревцова Алена Владимировна провела мастер-класс по теме «Игровые упражнения для формирования базовых процессов чтения». Алена Владимирована предложила педагогам серию игровых упражнений для успешного овладения детьми навыком чтения: «клад», «запрещенное слово», «детектив», «воздушное письмо», «буквенное лото» и другие.
Носова Анна Львовна провела мастер-класс по теме «Обучение письму: играем, учим, развиваем». В ходе мастер-класса были представлены различные виды упражнений, способствующих успешному овладению детьми навыком письма: дыхательная гимнастика, двигательные упражнения, а также приемы ТРИЗ-технологии. Анна Львовна сделала вывод, что урок письма – это непросто обучение писать палочки, крючочки, буквы и их соединения. Урок письма должен включать в себя упражнения, которые помогут ребенку развить необходимые личностные, познавательные и коммуникативные умения.
Орешина Светлана Анатольевна представила практикум по теме «Формирование читательской грамотности в период обучения грамоте» и поделилась опытом работы с текстом на уроках литературного чтения в период обучения грамоте, с учетом современных требований ФГОС НОО. Светлана Анатольевна подчеркнула важную роль предтекстовой подготовки в формировании читательской грамоте и предложила педагогам упражнение, которое можно использовать при изучении программного произведения М.М. Пришвина «Глоток молока».
Помимо выступлений педагогами МОАУ «СОШ №3» была создана методическая копилка, в которой собраны практические материалы по обучению чтению и письму. Панорама открытых уроков в начальной школе будет продолжена.