14 марта 2022 года в рамках работы городского методического объединения учителей истории и обществознания прошел семинар-практикум «Методика работы с заданиями повышенного уровня сложности: анализ обществоведческого текста».
Модератор: Каратаева Т.А., к.п.н., учитель истории и обществознания МОАУ «Гимназия № 3», руководитель региональной стажировочной площадки для молодых учителей.
Приняли участие педагоги из 12 образовательных организаций города.
В рамках семинара Татьяна Алексеевна остановилась на проблемных вопросах ЕГЭ по обществознанию, рассмотрела методические рекомендации ФИПИ 2022 года, проработала с педагогами задания повышенного уровня сложности № 17- 20 КИМ ЕГЭ, представила алгоритм выполнения и критерии оценивания данных заданий.
Большое внимание уделила анализу обществоведческого текста в ходе урока. Работа с текстовым документом является важной составляющей в подготовке к ГИА. С помощью текста конкретной содержательной линии расширяется словарный запас школьников, кругозор. Обучающиеся знакомятся с разными точками зрения на конкретную проблему, разными формулировками обществоведческих понятий, отрабатывают следующие умения:
— владеть лексикой, соответствующей той содержательной линии, которой относится текст;
— анализировать и интерпретировать информацию, заключенную в тексте;
— правильно использовать обществоведческие термины при анализе и интерпретации текстов;
— соотносить значение отдельных понятий, фраз с изученным материалом;
— определять логические связи в тексте;
— понимать как общую идею текста, так и отдельные мысли;
— соотносить содержание текста с реалиями современности;
— определять личное отношение к идеям, содержащимся в тексте;
— обоснованно высказывать и аргументировать свою точку зрения по предложенной в тексте проблеме.
Дала практические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию:
- Формируйте навык работы с неадаптированными текстами начиная с 5 класса.
- Обратите внимание учеников, что текст к заданиям №17-20 нужно прочитать очень внимательно, вникнуть в его суть.
- Ученики часто действуют формально, когда ищут необходимые по контексту слова, и это приводит к ошибкам.
- Составьте план текста, отрабатывая с учениками задания №17-20.
- Пусть школьники тренируются вникать в проблематику каждого абзаца, пересказывают текст по пунктам.
- Приводите жизненные ситуации к каждой обществоведческой теме, чтобы ученики понимали, что стоит за терминами.
Также уделила внимание развитию функциональной (читательской) грамотности школьников.