Городской семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся по направлению «Глобальные компетенции и креативное мышление»

Автор: | 27.04.2022

22 апреля 2022 года на базе МОАУ «СОШ № 78» состоялся городской семинар-практикума по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся по направлению «Глобальные компетенции и креативное мышление». На мероприятии присутствовало 60 учителей-предметников общеобразовательных организаций города Оренбурга.

С приветственным словом выступила Горбачева Г.П., заместитель директора МАУ «Импульс-центр» и нацелила участников на работу семинара-практикума.

Иванова И.М., учитель начальных классов МОАУ «СОШ № 70» поделилась опытом работы в формировании глобальной компетенции и креативного мышления у младшего школьника через коммуникативную деятельность. Она отметила, что начальная школа всегда занимала особое место в системе общего образования. Это фундамент всего дальнейшего образования личности. Какие бы новые веяния, нововведения ни проникали в школу, одной из приоритетных задач всегда было и остается развитие креативного мышления учащихся. Напомнила участникам, что представляет собой креативное мышление, что главная цель работы учителей начальной школы – научить учащихся мыслить. Развитие креативного мышления младших школьников наиболее ярко проявляется в поисково-исследовательской деятельности. На уроках важную роль в развитии креативности играют учебные задания, которые выступают в качестве мыслительной деятельности и определяют ее характер. Развитию у обучающихся нешаблонного анализа способствуют такие задачи, как решение задач с недостающими данными или лишними данными, решение нестандартных задач. Основой развития творческих способностей является развитие таких психологических механизмов, как память, внимание, воображение, наблюдательность. Представила вниманию задания по разным предметам по креативному мышлению и глобальной компетенции, а также алгоритм их разбора.

Инсебаева Н.М., учитель физики МОАУ «СОШ № 78» представила свой опыт работы по формированию глобальной компетенции и креативного мышления на уроках физики. Акцентировала внимание на том, что начинается все с цели, т.е. повышение уровня развития основных характеристик креативности – нестандартное мышление, осознание развитие своего опыта, конструктивизм. При составлении заданий она использует: интересные факты из истории науки, повседневной жизни, окружающей природы, литературы и народного творчества, акцентирую на ошибочные выводы и поиски в науке. Привела примеры составления нестандартных задач и проблемных вопросов. Привела формы заданий, которые стоит включать на уроках.

Логинова О.М., учитель математики МОАУ «СОШ № 48» поделилась опытом работы по данному направлению на уроках математики. Под «креативом» сегодня понимают много разных вещей: это и способность (мыслить творчески), и процесс (создания), и результат (продукт мыслительной деятельности). На креативность в образовании можно посмотреть с двух сторон. Применительно к учителям – это способность не просто передать знания, но и создать увлекательный опыт. Ученики же проявляют её, решая задачи неординарным образом. Целесообразно выбирать такие задания, для решения которых ученику понадобятся знания из различных областей литературы, истории, биологии и математики. Мы от детей получаем много разных точек зрения, и не только мы их развиваем, но и они нас. Предложила вниманию различные задания и предложила алгоритм их разбора, также порекомендовала электронные ресурсы для работы.

Развитие креативного мышления и глобальных компетенций на уроках русского языка и литературы осветила Юмакаева З.И., учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 15». Отметила, что творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности. Опыт работы позволяет сделать вывод, что в развитии креативных способностей школьников при изучении русского языка и литературы   необходима система творческих упражнений и заданий, способствующая активизации творческой деятельности учащихся, которая эффективно отражается на формировании креативной компетентности детей. В работе для активизации творческого мышления при изучении русского языка, предпочтительно использовать следующие методы: метод мозгового штурма; метод проблемного обучения; метод синквейна. Юмакаева З.И. представила, как она использует их на различных этапах урока. Применение нестандартных заданий делает урок более интересным и способствуют развитию креативного мышления школьников. Приемов, которые работают на развитие глобальной компетенции немало. Все они основаны на работе с текстами. Поэтому на уроках русского языка и литературы у нас имеется благодатный материал: открытые обсуждения ситуаций, кейсы заданий к тексту, составление кластеров, написание памяток, инструкций, рекомендаций, писем, написание эссе, сказок, фантастических историй, создание иллюстраций, буклетов, схем, синквейнов, опорных схем-анализов произведения и т.д. Отметила, что из собственного опыта работы можно с уверенностью сказать, что хорошо подготовленные и продуманные уроки русского языка и литературы дают большие возможности для расширения творческого потенциала и интеллектуального развития детей.

О приемах развития креативного мышления как одного из направлений формирования функциональной грамотности на уроках английского языка рассказала Швецова Е.Г., учитель МОАУ «СОШ № 78». Предложила участникам методы и приемы развития креативного мышления. Дала рекомендации, чтобы эти приемы и методы сработали в пользу обучающихся.

Рекомендации для учителей:

— использовать различные формы, приемы и методы, предложенные выступающими в образовательном процессе;

— обратить особое внимание педагогов на недопустимость «натаскивания» на решение заданий из открытых банков заданий, основное внимание уделить на необходимость комплексной работы на основе анализа дефицитов функциональной грамотности обучающихся;

— учесть при работе тот факт, что процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая;

— продолжать организовывать цикл/серию мастер-классов, обучающих семинаров (в очном и дистанционном форматах) для учителей по изучению технологий формирования функциональной грамотности обучающихся.

— вести систематическую работу по изучению выявленного успешного опыта представителями школ.

Материалы