Открытый урок по родной литературе (русской) в рамках работы опорной площадки по реализации Концепции преподавания родных языков народов России

Автор: | 27.04.2022

23 апреля 2022 года на базе МОАУ «СОШ № 1» был дан открытый урок учителем русского языка и литературы Волокитиной Т.В. в рамках работы опорной площадки по реализации Концепции преподавания родных языков народов России для учителей города Оренбурга по теме «Нравственная проблематика повести В.К. Железникова «Чучело», 6 класс.

По своей структуре данный урок является уроком открытия новых знаний, по типу — урок-дискуссия; урок реализован в технологии развития критического мышления.

Согласно технологии критического мышления весь урок состоял из трех стадий: вызова, осмысления, рефлексии. Каждый этап урока был спланирован так, что выстроился в одну логическую цепочку, направленную на решение главного проблемного вопроса урока: «Что есть красота человеческой души?»

Данный урок соответствует ФГОС, т.к был построен на основе системно-деятельностного подхода. Согласно учебному плану и программе для знакомства с творчеством Железникова В.К. на примере повести «Чучело» отводится 1 час. Содержание повести полностью соответствует возрастным особенностям ребят, поэтому оно помогло повлиять литературным словом на их эмоционально-волевую сферу. Весь материал урока был подобран таким образом, что обучающимся приходилось постоянно искать связь с жизнью, обращаться к собственному жизненному опыту, использовать знания, приобретенные в других учебных сферах, вспоминать ранее изученные темы по литературе. Это доказывает метапредметный подход в разработке урока, а также его связь с ранее изученным материалом.

При реализации системно-деятельностного подхода на уроке в рамках реализации стадии вызова, т.е. при актуализации знаний ребятам были предложены подводящий диалог и постановка проблемной ситуации (при анализе названия повести и впечатлений от прочтения). Ребятам пришлось поработать с текстовыми фрагментами, где необходимо было найти описание главной героини и продемонстрировать умение выразительно читать текст. Анализируя литературный портрет главной героини, учителю удалось обратить внимание ребят на некоторые аспекты теории литературы (при перечислении прилагательных и эпитетов, вспомнить литературный прием – сравнение). Тема урока и главные проблемные вопросы были названы ребятами самостоятельно.

На стадии осмысления и этапах первичного усвоения и понимания нового содержания учитель предложила групповую и парную работу. Кульминационным моментом стадии осмысления стал этап первичного закрепления — просмотр видеофрагмента, который способствовал повышению мотивации и интенсификации обучения, активизировал обучающихся, способствовал повышению их качества знаний.

В деятельности ребят на уроке присутствовал в большей степени поисковый характер деятельности (им были предложены задания типа: «найди, объясни, сравни, предположи, докажи»). Учитель выступала в роли консультанта-фасилитатора, т.е. направляла деятельность детей, помогала им разобраться в вопросах урока, организовывала их обмен мнениями. Информация о домашнем задании дана с подробным инструктированием. Домашнее задание творческое и дифференцированное.