Практико-ориентированный подход к обучению химии и биологии как средство формирования естественно-научной грамотности обучающихся

Автор: | 25.10.2022

19 октября 2022 года на базе МОАУ «Лицей № 9» состоялся практико-ориентированный семинар для учителей химии и биологии города Оренбурга по теме: «Практико-ориентированный подход в обучении химии и биологии как средство формирования естественнонаучной грамотности. Из опыта работы».

Учитель химии МОАУ «Лицей № 9» Кочулева Л.Р. представила результаты мониторинга, проводимого управлением образования администрации г. Оренбурга в 2022 году по оценке уровня сформированности естественно-научной грамотности обучающихся. Познакомила с различными заданиями в формате PISA, с критериями оценки заданий по формированию естественно-научной грамотности. Она отметила, что содержание каждого задания формируется не по предметному принципу, а относится к одному из следующих контекстов: здоровье,           природные ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, связь науки и технологий. При этом контексты рассматриваются на трех уровнях: личностный (связанный с самим учащимся, его семьей, друзьями); местный/национальный (связанный с проблемами данной местности или страны); глобальный (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира). Акцентировала внимание учителей на то, что при выполнении заданий от ученика требуется продемонстрировать компетенции в определенном контексте. Задания имеют межпредметную основу. Приоритеты в заданиях: с точки зрения содержания – экологические вопросы; с точки зрения компетенций – методы научного использования. Уровни познавательных действий:        низкий; средний; высокий. Также Кочулева Л.Р. сделала упор на то, что контекстные задания способствуют формированию познавательных мотивов. Вникая в сущность задач, обучающиеся еще раз убеждаются, насколько тесна связь между знаниями по химии, биологии, физике, географии и повседневной жизнью человека, а также физиологической потребностью организма в тех или иных веществах. Помимо образовательных моментов обучающиеся понимают, что знания свойств веществ важно для сохранения здоровья и что трудно переоценить роль химических реакций в повседневной жизни человека. Такие задания способствуют развитию умений самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие явления. Кочулева Л.Р. также обратила внимание на необходимость использовать в учебном процессе инновационные образовательные программы и технологии; домашние задания должны быть направлены на новые  способы решения задач, которые решались в классе; предложить обучающимся самим составить тексты задач; предложить ученикам идеи или мнения, отличающиеся от тех, которые уже обсуждались, найти  разные источники информации по определенной теме, сравнить и обсудить проблемы надежности и противоречивости информации; организовать внеурочную деятельность обучающихся, направленную на формирование функциональной грамотности. Особое внимание необходимо уделить изменению формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской методике преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование функциональной грамотности.

Учитель биологии МОАУ «Лицей № 9» Савинова К.А. акцентировала внимание на том, что для того чтобы изученные естественнонаучные законы и теории воспринимались учащимися, необходимо больше решать, а еще лучше создавать самим приближённые к реальным ситуациям контекстные задачи, для объяснения или описания которых надо применять полученные знания на уроках химии, биологии, физики. Более активное включение этих видов деятельности в учебный процесс может обеспечить повышение уровня естественно-научной грамотности. Контекстные задачи – это задачи, целью решения которых является разрешение стандартной или нестандартной ситуации посредством нахождения соответствующего способа решения с обязательным использованием практических знаний. Контекстная задача — это практико-ориентированная задача, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, отнесенная к субъектному опыту учащегося и осознаваемая им как личностно значимая.

В завершении мероприятия учитель биологии МОАУ «Лицей № 9» Руднева М.Н. поделилась опытом работы по формированию естественно-научной грамотности во внеурочное время. Основными формами проведения внеурочных занятий являются экскурсии, практикумы, исследовательские и проектные работы. Внеурочные занятия должны быть сконструированы таким образом, чтобы формировать у обучающихся умения: объяснять явления с научной точки зрения; разрабатывать дизайн научного исследования; интерпретировать полученные данные и доказательства с разных позиций и формулировать соответствующие выводы. Применяемый инструментарий для оценки данных компетентностей включает не типичные учебные задачи по биологии, физике, химии, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и метапредметных компетентностей.

Рекомендации:

— изучить и ориентироваться на результаты мониторинга, проводимого управлением образования администрации г. Оренбурга в 2022 году по оценке уровня сформированности естественно-научной грамотности обучающихся при работе;

— больше решать приближённые к реальным ситуациям контекстные задачи, в которых нужно объяснять, описывать, применять полученные знания как на уроках химии, биологии, физики, так и в реальной жизни;

— внеурочные занятия сконструировать таким образом, чтобы формировать у обучающихся умения: объяснять явления с научной точки зрения; разрабатывать дизайн научного исследования; интерпретировать полученные данные и доказательства с разных позиций.

Материалы