22 ноября 2022 г. на базе МОАУ «Гимназия № 2» состоялась панорама открытых уроков и мастер-классов в рамках работы опорной площадки по формированию читательской грамотности. На данном мероприятии участвовало 45 учителей-предметников. Учителями гимназии были даны уроки по английскому языку (Битюцких А.Ю., Даниловой А.Ю.), математики (Иликаевой Н.А.), географии (Зайцевой Т.П.), биологии (Щукиной Е.А.), начальных классов (Залесской И.В.). Все уроки соответствовали требованиям ФГОС, т.к. были построены на основе системно-деятельностного подхода. Педагоги на своих уроках использовали приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития, развития памяти, логического мышления, речи, совершенствовали навыки взаимоконтроля и самоконтроля. Представили ряд педагогических технологий, которые позволяют развивать у учащихся читательскую грамотность.
Далее все участники посетили мастер-класс. Соловых Е.В., учитель русского языка и литературы и Познахарева С.А., учитель математики поделились с участниками приемами и упражнениями по формированию умений анализировать смысловую структуру текста и задач на уроках русского языка и литературы, математики. На мастер-классе отрабатывались представленные приемы с участниками мероприятий. Участники мероприятия пришли к выводу, что приемы, которые отрабатывались по формированию читательской грамотности можно и необходимо применять на любом уроке. Важно помнить, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от учителя, задача которого, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Всем участникам были розданы методические рекомендации. Материалы данного мероприятия размещены на сайте МАУ «Импульс-центра».
Рекомендации:
— создать базу эффективных методов и приемов по разбору и решению практико-ориентированных задач по формированию читательской грамотности;
— систематически на уроках формировать умения и навыки правильного ориентирования в практической жизни, развитие самостоятельной деятельности;
— использовать задания по добыванию новых знаний, сбору необходимой информации, выдвижению гипотез, по умозаключению, решению проблем, связанных с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития, развития памяти, логического мышления, речи, совершенствованию навыков взаимоконтроля и самоконтроля;
— на уроках отрабатывать алгоритм всех видов практико-ориентированных решения задач.