Круглый стол «Межпредметные связи в преподавании родного языка и родной литературы. Развитие читательской грамотности на уроках родного языка и родной литературы»

Автор: | 06.03.2023

1 марта 2023 года на базе МОАУ «СОШ № 1» состоялся круглый стол для учителей русского языка и литературы по теме: «Межпредметные связи в преподавании родного языка и родной литературы. Развитие читательской грамотности на уроках родного языка и родной литературы». Спикерами выступили учителя русского языка и литературы СОАУ «СОШ № 1»: Волокитина Т.В., Клостер М.А., Бикитеева Р.М., Попова Е.А., Зажоркина Д.Т.

Волокитина Т.В., акцентировала внимание участников на том, что эффективность речевого развития современных школьников связана с опорой на межпредметные связи уроков родного русского языка и родной литературы. Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Будущее ученика зависит не столько от количества знаний, им усвоенных, сколько от сформированности общеучебных умений и навыков, способности применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни. Отметила, что родной русский язык как учебный предмет тесно связан с другими предметами, существующими в школе. Такие связи позволяют расширить, углубить филологические знания учащихся, способствуют формированию познавательного процесса, помогают создать представление о мире и человеке в едином целом. Привела примеры связи с историей, изобразительным искусством, музыкой, математикой, биологией, химией и другими предметами.

О культуроведческом подходе в обучении родному (русскому) языку и родной (русской) литературе и развитие читательской грамотности рассказала Клостер М.А.. Отметила, что приобщение к культурному наследию нации через изучение языка связано с тем, что культура и язык имеют глубокую генетическую связь. Осуществление культуроведческого подхода может производиться разными путями. Рассмотрела некоторые из них, приводя примеры.

Бикитеева Р.М. рассказала о связи родного русского языка и родной русской литературы с историей. Несмотря на то, что история развивается по своим законам, а литература – по своим, эти законы, несомненно, взаимосвязаны. Отметила, что, литературное развитие не внеисторично, но влияние истории чаще всего многогранное и сложное, оно несводимо к прямому воздействию и диктату. Тесная связь литературы и истории выражается еще и в том, что литературные произведения обращаются к тем событиям, которые актуальны для настоящего времени, отражают веяния времени, общественные движения, появление новых людей, исторических личностей и событий. Конечно, задачи литературы и истории разные, они по-разному отражают действительность. Литераторы мыслят художественными образами, а история оперирует фактами и датами. Однако, в совокупности, благодаря литературе мы можем понять общественные настроения того времени, а благодаря истории и событиям того времени происходит формирование и становление писателей, публицистов, сатириков и других. Участники пришли к выводу, что связи между историей и литературой, очевидны, неотъемлимы, фундаменатальны.

Попова Е.А. поделилась опытом работы по использованию картин и художественных репродукций на уроках родного русского языка и родной русской литературы. Использование произведений живописи на уроках литературы позволяет реализовать общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием, содействует мировоззренческому, нравственному и эмоционально-эстетическому воспитанию учащихся, а так же пробуждению уважения и любви к своему народу. Положительное воздействие искусства на развитие творческих способностей учащихся отмечают многие психологи и педагоги. Они считают, что при восприятии искусства в духовную работу включаются все силы и творческие способности: и чувства, и интеллект, и память, и воображение. Искусство способно показать человека лучше, чем он есть в данный момент,- таким, каким он может стать, раскрыть то в его личности, о чем он и сам, может быть, не знает.

Зажоркина Д.Т. (по первому образованию музыкант) рассказала о том, как можно использовать на уроках музыкальные произведения.

На мероприятии присутствовало 26 учителей школ, лицеев и гимназий г. Оренбурга, в процессе обсуждения коллеги поделились своим опытом по реализации межпредметных связей на уроках родного языка и родной литературы. Присутствующие отметили значимость данного мероприятия.

Материалы