29 марта 2023 года в МОАУ «Гимназия № 4» в рамках работы ШМУ «ОРИЕНТИР» проводился методический тренажер. «Секреты успешного проведения родительского собрания». Присутствовало 79 молодых педагога.
Цель: выработка правил организации родительского собрания.
Задачи:
- Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
- Выработать выработка морально-этических критериев проведения родительского собрания.
- Стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
Методический тренажер проводился по следующему плану:
— Организационный этап: психологический настрой на работу через самопрезентацию тьюторов.
— Знакомство с опытом работы тьюторов
— Методический практикум: создание своего варианта родительского собрания
— Презентация результатов
— Заключительное эмоциональное слово
— Рефлексия (подведение итогов занятия)
— Работа по вопросам
Практическая работа с молодыми специалистами проводилась в малых группах, результатом которой стала выработка конкретных рекомендаций по взаимодействию семьи и школы.
Работа с родителями всегда считалось одной из самых трудных работ в педагогической деятельности учителя.
Воспитание учащегося в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет.
“Проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные” дети, так же как дети “с комплексами”, “забитые”, или “несчастные”, всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Родители, не владея знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит никаких результатов. Именно поэтому, благодаря совместной работе учителя, психолога, социального педагога родители и дети научатся понимать и помогать друг другу.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями. Сделать их активными участниками педагогического процесса -это важная, сложная и ответственная задача классного руководителя.
Таким образом, классный руководитель организует взаимодействие школы и семьи, ведет педагогическое просвещение родителей, по возможности усиливает их положительное влияние на детей и нейтрализует отрицательное.
Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями. Важнейшей из них является родительское собрание.
В работе с родителями можно применять как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя. (Л.Толстой)
В целях активизации родительской общественности необходимо обратить внимание на повышение родительской компетенции, на оптимизацию родительского отношения к детям.
По решению данной проблемы проводилась продуктивная деловая игра.
Известно, что даже для тех учителей, которые работают в школе много лет, прекрасно владеют методикой преподавания предмета, могут устанавливать тесный контакт с учащимися, дружеские отношения с коллективом, серьезной проблемой могут стать родительские собрания. А для молодых малоопытных учителей это вообще может стать причиной отказа от классного руководства.
Для того, чтобы успешно справиться с данной задачей, нужно тщательно готовиться к собраниям, уделять их подготовке не меньше внимания, чем подготовке урока.
Молодые коллеги активно принимали участие в мастер-классе. Следующий этап — слушатели ШМУ «Ориентир», работая в группах, в качестве вывода от увиденного учителя вырабатывают
1 группа: 10 правил организации родительского собрания (от рассадки родителей, до содержания собрания, т.е. что должно быть кроме характеристики успеваемости).
2 группа: 10 «нельзя» (что недопустимо на родительском собрании в поведении учителя).
3 группа: 10 морально-этических критериев проведения родительского собрания.
4 группа: образцы ответов учителя в случае жалоб или агрессивного поведения родителей на самого учителя или коллегу.
Методический тренажёр вызвал у коллег профессиональный интерес.