Проектная деятельность на уроках родного языка (русского) и родной литературы (русской). Сотрудничество учителя и ученика в рамках проектной деятельности

Автор: | 24.10.2023

13 октября 2023 года в рамках работы опорной площадки по реализации Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации состоялся практико-ориентированный семинар «Проектная деятельность на уроках родного языка (русского) и родной литературы (русской). Сотрудничество учителя и ученика в рамках проектной деятельности». На семинаре присутствовали учителя русского языка и литературы города.

Так Клостер М.А. отметила, что в связи с введением ФГОС совершенно изменилось представление учителя о том, каким должен быть урок, изменились подходы к подготовке и проведению урока, к системе оценивания. Для того чтобы уроки проходили интересно, необходимо использовать разнообразные методы и приемы для повышения уровня обучаемости учащихся. Она рассказала, что на своих уроках русского языка и литературы использует в старших классах QR – коды. С учащимися 5 класса они создают собственные рабочие тетради с заданиями на основе использования QR – кодов, с помощью которого ученики легко могут вернуться к заданиям и повторить основные правила. Ученики проявляют интерес к предмету — создают свои задания для одноклассников. Отметила также, что использование QR – кодов позволяет решать следующие задачи: повышение интереса к учебе; использование дифференцированного подхода; совершенствование навыков работы в команде; расширение культурного кругозора учащихся; социализация учеников; решение предметных и метапредметных задач.

Волокитина Т.В. В своей работе использует технологию проектов на уроках. Остановилась на значимости проектного обучения, с помощью которого создаются условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Поделилась с участниками методическими рекомендациями по работе с проектом, оценочными листами, листами наблюдений за деятельностью обучающихся, которые позволяют определить эффективность работы над проектом и оценить значимость учебного проекта. Представила фрагмент урока, рассказала о создании общего проекта учащихся 6 класса — сборник фразеологизмов и их значений.

Зажоркина Д.Т. раскрыла основополагающие умения и качества, которыми должен обладать обучающиеся при работе над проектом. Отметила, что проектное обучение – это полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не вытесняет ее, проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае учитель только разнообразит учебную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую работу. Представила проекты 9 класса — презентации и видеоролик — на основе изучения темы «Крылатые слова и выражения. Афоризмы».

Попова Е.А. представила проекты 5 класса — рабочие листы по теме » История слова через призму национального костюма». Бикитеева Р.М. рассказала о работе учеников 7 класса над балладой «Песнь о Вещем Олеге» и представила словарь устаревших слов.

Ссылка на материалы семинара