22 ноября 2023 года на базе МОАУ «СОШ № 11» состоялись: панорама открытых уроков и мастер-класс по формированию функциональной грамотности для учителей начальных классов города. Участниками семинара стали 31 учитель начальных классов школ г. Оренбурга.
Участникам представлены 4 урока и мастер-класс.
Чебыкина Л.И., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, на уроке чтения в 1 классе по теме «Знакомство со строчной и заглавной буквами Пп. Согласные звуки [п], [п,]» работала не только над темой урока, но и через задания, над пониманием содержания и смысла прочитанного. Урок способствовал формированию ключевых компетенций обучающихся, что позволило сделать урок рациональным и результативным.
Сорокина И.И., учитель начальных классов, первой квалификационной категории провела открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме «Состав слова. Обобщение». В основу урока учителем положена практическая работа, на базе которой формировались предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Приемы «Проблемная ситуация» и «Ошибкоопасное место» побуждали обучающихся самостоятельно искать выход из затруднения. Вся система работы на уроке по формированию функциональной грамотности строилась на проблемных методах и деятельностном обучении.
Пырлитеску Ю.М., учитель начальных классов, первой квалификационной категории показала урок русского языка в 3 классе по теме «Корень, приставка, суффикс – значимые части слова». Приём «Да-нет» развивал умение школьников выделять различные признаки слов. Работа по составлению кластера «Части слова» способствовала формированию понимания причинно-следственных связей, что является обязательным условием развивающего обучения.
Открытый урок по окружающему миру, учителя начальных классов, первой квалификационной категории Москаленко М.Н., в 1 классе по теме «Мир животных: птицы (узнавание, называние) отличался решением исследовательских задач, смыслового чтения, ситуационными задачами. Учитель умело сочетал различные приемы подачи и разбора заданий, которые способствовали развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся.
«Маленькие» секреты успешного урока, раскрыла учитель начальных классов Сибгатова Н.Н. Она поделилась тем, как провести интересный урок, увлечь учеников и получить удовольствие от собственной педагогической деятельности. Показала на примерах применение инновационных приемов: образовательные игры, аудиодиктанты, «Дорожки на поля», «Скорочтение» и др., поделилась генераторами заданий, которые позволяют не только обогатить урок, но и сократить время на подготовку к урокам. На мастер-классе отрабатывались представленные приемы с участниками мероприятий. Участники мероприятия пришли к выводу, что приемы, которые отрабатывались по формированию функциональной грамотности можно и необходимо применять на любом уроке. Важно помнить, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от учителя, задача которого, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.