12 марта 2024 года в МОАУ «Лицей № 6» в рамках работы опорной площадки по формированию читательской грамотности молодым специалистом Иволгиной Ниной Алексеевной проведен открытый урок по теме «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
На мероприятии присутствовали молодые педагоги школ города Оренбурга.
Тип урока: систематизация знаний, форма урока: урок-размышление. Данный урок — размышление над нравственными проблемами рассказа. Восприятие и осмысление материала во многом основано на субъективном опыте учащихся. Цель урока: раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.
Для достижения цели урока учитель использовала технологии проблемного обучения (создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению), развития критического мышления (развитие мышления путем наложения новой информации на жизненный личный опыт и осмысление этой информации с целью самосовершенствования и саморазвития), ИКТ технологии. Учитель применяла методы синектики и «мозгового штурма», развивающие креативность мышления для разностороннего анализа поступков героев, обогащения творческого и личностного опыта учеников.
На всех этапах урока педагог старалась поддерживать атмосферу психологического комфорта, поощряя работы учеников, создавая ситуации успеха и свободного выбора. На протяжении всего урока уделялось внимание формированию читательской грамотности обучающихся. Использовала индивидуальную работу, в парах по тексту, поиск и отбор нужной информации. Ученики свободно рассуждали, подкрепляя цитатами из произведения свои мысли.
Эмоциональным центром занятия было постижение мысли автора об уроках нравственности, которые получил его автобиографический герой от всех событий и благодаря учительнице.
Рефлексивные моменты на уроке позволяли каждому ученику выразить свое отношение к поступкам героев, пропустив их сквозь призму собственных нравственных ценностей, приобрести для себя социально значимый опыт жизни. Цели и планируемые результаты обучения на уроке успешно достигнуты.