27 – 29 марта 2024 года в рамках работы Школы молодого учителя «Ориентир» прошли заседания стажировочных площадок по теме «Применение практико-ориентированных заданий на учебном занятии как условие формирования функциональной грамотности обучающихся»:
—русского языка и литературы (руководитель: Воронина И.П.)
— математики (руководитель: Карапетян Н. В.)
— начальных классов (руководитель: Рашевская Н. В.)
— английского языка (руководитель: Жемиря Н. В.)
— географии (руководитель: Склярова Г. Г.)
— технологии (руководители: Матафонова М. В., Филиппов М. Ю.)
— информатики (руководитель: Зайко Н. В.)
— физической культуры (руководитель: Сазонова Л. Г.)
— преподавателей-организаторов ОБЖ (руководитель: Панфилкина О. В.)
— биологии и химии (руководитель: Ягудина С.М.)
— истории и обществознания (руководитель: Савицкая Н.А.).
На заседании стажировочных площадок приняли участие около 100 молодых педагогов со стажем работы до 3 лет образовательных организаций г. Оренбурга.
Цель: совершенствование форм работы по формированию функциональной грамотности школьников на уроках в контексте реализации ФГОС.
Задачи:
— презентовать молодым учителям возможные пути совершенствование форм работы по формированию функциональной грамотности школьников на учебных занятиях
— рассмотреть задания по функциональной грамотности на сайте «УЧИ.РУ»;
— рассмотреть нестандартные формы работы на уроках;
— потренироваться в моделировании заданий по функциональной грамотности, работая в группе.
Планируемые результаты:
— знакомство молодых учителей с возможными путями совершенствования форм работы по формированию функциональной грамотности школьников на учебных занятиях в контексте реализации ФГОС;
— знакомство с формулировками заданий по функциональной грамотности на УЧИ.РУ;
— знакомство с нестандартными формами работы учебных занятиях;
— приобретение навыков моделирования заданий по функциональной грамотности, работая в группе.
Стажёрам были представлены и проанализированы все типы заданий по формированию функциональной грамотности на УЧИ.РУ.
В практической части были продемонстрированы задания по функциональной грамотности: кластерные, аналитические и аналитико-биографические карты, рекламные акции, визитные карточки текста, верификация, батл, кроссворд, личная карта героя или героини, исправление ошибок в тексте, синквейн, биопоэма, аналитические тезисы по лирике, мозаика текста, временная капсула, слепая, сравнительная таблицы, линия жизни, участие детей в конкурсах и проектах.
В финале проведена групповая работа, предполагающая составление заданий по шести видам функциональной грамотности .
Молодые учителя работали с видеоинформацией, материалами мастер-классов , а также биографическими текстами, делали выводы, знакомились с текстом презентации, а также с видео- и аудиофайлами.
В конце мероприятия слушатели при помощи рефлексии посчитали, что информация, предложенная на стажировочной площадке на 100 % полезна и нужна.
В эпилоге занятия участники пришли к следующему выводу:
быть функционально грамотным в 21 веке — это значит работать с информацией, представленной в разных форматах, разных контекстах и с разными целями. Эти умения необходимы учителю и ученикам, чтобы полностью использовать возможности, предоставляемые современным обществом для эффективной работы, жизни и учёбы.