13 декабря 2024 года на базе МОАУ «Гимназия № 8 им. Льва Таикешева» педагоги образовательных организаций города приняли участие в работе мастер-класса «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики. Задачи в математике и жизни» (тьюторы: Соскова Елена Ивановна, Пятаева Лариса Анатольевна).
Форма проведения: практическое занятие.
Цель: поделиться педагогическим опытом в применении задач открытого типа для развития функциональной грамотности обучающихся.
Задачи:
— рассмотреть отличие задач открытого типа от традиционных закрытых задач;
— познакомить с приемами составления открытых задач;
— показать возможности применения открытых задач на уроках и во внеурочной деятельности;
— содействовать профессиональному общению, сотрудничеству.
Используемое оборудование: задания для проведения практической части, доска интерактивная, презентация.
Тьюторы озвучили требования открытых задач: наличие смыслового контекста; проблемность; неопределенность; доступность; связь с курсом математики; интегративность.
Работая в малых группах, педагоги участвовали в математическом эксперименте, повторили разные типы открытых математических задач:
– Проблемные ситуации (поиск ответа на вопрос «Как быть?»).
– Задачи-процессы (с неполным процессом данных, обучающиеся должны добавить условие, сформулировать и решить задачу).
– С открытыми концами (задачи, которые обучающиеся могут переформулировать, получая новые).
– Порождающие («углубляя» которые, можно получить новые, более сложные, иллюстрирующие интересные математические идеи задачи).
– Со многими решениями.
– Поисковые.
Отработали решение открытых задач по теме «Параллельные прямые, сумма углов треугольника» (7 класс). Составили синквейн «Математика» (рефлексия).
Ответственный: Сальникова А.А., учитель математики высшей категории МОАУ «Лицей № 9», руководитель ГМО.
Опыт работы показал, что решение задач, направленных на повышение функциональной грамотности, повышает интерес учащихся к изучаемому материалу, развивает логическое мышление школьников, позволяет научить извлекать пользу из опыта. Сталкиваясь с проблемой, ученики имеют возможность применять полученные знания для её решения, учатся находить нестандартные решения незнакомых задач, не бояться трудностей.
Формирование функциональной грамотности – это сложный процесс, требующий от учителя использования современных форм и методов обучения. В современном обществе процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь.