Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики. Задачи в математике и жизни»

Автор: | 16.12.2024

13 декабря 2024 года на базе МОАУ «Гимназия № 8 им. Льва Таикешева» педагоги образовательных организаций города приняли участие в работе мастер-класса «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики. Задачи в математике и жизни» (тьюторы: Соскова Елена Ивановна, Пятаева Лариса Анатольевна).

Форма проведения: практическое занятие.

Цель: поделиться педагогическим опытом в применении задач открытого типа для развития функциональной грамотности обучающихся.

Задачи:

— рассмотреть отличие задач открытого типа от традиционных закрытых задач;

— познакомить с приемами составления открытых задач;

— показать возможности применения открытых задач на уроках и во внеурочной деятельности;

— содействовать профессиональному общению, сотрудничеству.

Используемое оборудование: задания для проведения практической части, доска интерактивная, презентация.

Тьюторы озвучили требования открытых задач: наличие смыслового контекста; проблемность; неопределенность; доступность; связь с курсом математики; интегративность.

Работая в малых группах, педагоги участвовали в математическом эксперименте, повторили разные типы открытых математических задач:

– Проблемные ситуации (поиск ответа на вопрос «Как быть?»).

– Задачи-процессы (с неполным процессом данных, обучающиеся должны добавить условие, сформулировать и решить задачу).

– С открытыми концами (задачи, которые обучающиеся могут переформулировать, получая новые).

– Порождающие («углубляя» которые, можно получить новые, более сложные, иллюстрирующие интересные математические идеи задачи).

– Со многими решениями.

– Поисковые.

Отработали решение открытых задач по теме «Параллельные прямые, сумма углов треугольника» (7 класс). Составили синквейн «Математика» (рефлексия).

Ответственный: Сальникова А.А., учитель математики высшей категории МОАУ «Лицей № 9», руководитель ГМО.

Опыт работы показал, что решение задач, направленных на повышение функциональной грамотности, повышает интерес учащихся к изучаемому материалу, развивает логическое мышление школьников, позволяет научить извлекать пользу из опыта. Сталкиваясь с проблемой, ученики имеют возможность применять полученные знания для её решения, учатся находить нестандартные решения незнакомых задач, не бояться трудностей.

Формирование функциональной грамотности – это сложный процесс, требующий от учителя использования современных форм и методов обучения. В современном обществе процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь.

Материалы

Фото