Практический семинар  «Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества знаний обучающихся в начальной школе»

Автор: | 14.03.2025

14 марта 2025 года на базе МОАУ «СОШ №11» состоялся практический семинар для учителей начальных классов города Оренбурга по теме «Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества знаний обучающихся в школе».

Присутствовали педагоги из 16 образовательных организаций города. 

 Основная задача бинарного урока — добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и обучающихся. Это нетрадиционный вид занятия, который реализует межпредметные связи и интегрирует предметы. Бинарный урок является разновидностью интегрированного урока, его ведут два учителя. Совместная работа двух педагогов – предметников переходит в творческий процесс и невольно заставляет учащихся включаться в этот увлекательный, процесс потому, что изучение некой проблемы с двух сторон – это всегда интересно, деятельности вызывает высокую мотивацию к обучению.

Заместители директора и учителя начальных классов посетили открытые уроки, внеклассное мероприятие и мастер-класс. Бинарный урок музыки и литературного чтения в 3 классе по теме «Детство, опаленное войной в произведении Л. Кассиля.  «Отметки Риммы Лебедевой» показали: учитель начальных классов Кучменюк Наталья Александровна и учитель музыки Жимбаева Аслу Темирхановна.

Бинарный урок русского и английского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательного» представили — учитель начальных классов Сибгатова Наталья Николаевна и учитель английского языка Пугачева Дарья Дмитриевна.

Интеллектуальную игру для 4 классов по теме: «Россия — Родина моя» провели: учитель начальных классов Москаленко Марина Николаевна, учитель биологии и географии Елманова Анжелика Александровна и учитель истории и обществознания Евсеев Даниил Викторович. Методическая разработка бинарного урока позволяет продемонстрировать возможности применения нестандартного вида урока, служит средством повышения мотивации к изучению предметов, так как создаёт условия для практического применения знаний. Использование различных видов деятельности на уроке даёт возможность учащимся поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения. Бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным.

Мастер-класс по теме «Межпредметные связи в условиях начальной школы»  провела учитель начальных классов Кучменюк Наталья Александровна.

В рамках семинара участники выделили функции межпредметных связей: методологическая, конструктивная, образовательная, развивающая, воспитывающая. Можно выделить три ступени применения межпредметных связей в обучении.

Первая ступень – воспроизводящая. Приучить учащихся использовать знания, полученные в естественнонаучных дисциплинах.

Вторая ступень — использование знаний. Обучить учащихся переносу знаний из предмета в предмет.

Третья ступень – обобщающая.   Обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений, изучаемых на уроках.

Прогрессивный педагог Я.А. Каменский сформулировал так называемое «золотое правило» успешного освоения материала: «Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки… всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению». Бинарные уроки являются одной из форм реализации этого «золотого правила».

Участники семинара отметили актуальность и практическую направленность семинара. Мероприятие способствовало повышению уровня профессионализма педагогов и обогащению педагогического опыта.

Педагоги использовали разнообразные методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядные методы, практическая работа.

Чередование фронтальной, парной и индивидуальной форм работы учеников на уроках, оптимальный набор форм и средств обучения, способствовало комплексному решению поставленных целей и задач.

Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированный подход с использованием элементов технологии критического мышления, технология коммуникативного обучения, поэтапное формирование умственных действий, развивающее обучение, ИКТ, игровые технологии – способствовали развитию творческих навыков, повышению интереса к изучаемому материалу, созданию условий для развития навыков общения и совместной деятельности.

Данные учебные занятия обеспечили формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Учителя провели самоанализ уроков и ответили на вопросы участников Панорамы.

Материалы

Фотогалерея