Опытом работы по подготовке обучающихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации поделились с коллегами учитель химии высшей категории МОАУ «Лицей № 2» Лященко З.Г., которая представила системный подход к решению задач повышенной сложности ОГЭ и ЕГЭ. Зинаида Григорьевна подчеркнула, что решение задач повышенного уровня сложности практически не изучается в школьном курсе химии. Остановилась на общем приеме решения задач:- анализ текста задачи (семантический, логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач;
— перевод текста на химический язык. Текст задачи записывается кратко с использованием условной символики. После того как данные задачи специально вычленены в краткую запись, следует перейти к анализу отношений и связей между этими данными;
— установление отношений между данными и вопросом. На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ ее решения (вычислить, построить, доказать), выстраивается последовательность конкретных действий. При этом устанавливается достаточность, недостаточность или избыточность данных;
— составление плана решения. На основании выявленных отношений между величинами объектов выстраивается последовательность действий – план решения. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач;
— осуществление плана решения. Проверка и оценка решения задачи. Проверка проводится с точки зрения адекватности плана решения, способа решения, ведущего к результату (рациональность способа).
С педагогами проработаны наиболее сложные для обучающихся задачи по химии КИМ ОГЭ, ЕГЭ — 2019. Даны рекомендации по подготовке выпускников основной и средней школы к экзаменам.