27 февраля 2020 года в МОАУ «Лицей № 5» состоялся очередной семинар-практикум в рамках работы школы молодого заместителя руководителя. Основная цель семинара – рассмотреть общие подходы к проектированию содержания и структуры анализа урока в соответствии с профессиональным стандартом педагога. На семинаре присутствовало 23 заместителя руководителя образовательной организации г. Оренбурга.
С приветственным словом выступила заместитель директора МАУ «Импульс-центр» г. Оренбурга Горбачева Галина Павловна, которая подчеркнула, что для завуча одно из главных качеств – это умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Завуч является и организатором, и контролером, и координатором, который призван принимать управленческие решения. Он отвечает за организацию учебного процесса в школе, выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся, организует методическую работу в школе. В течение учебного года должен посещать большое количество уроков. Эта работа чрезвычайна, важна для завуча, на которого возложен не, сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе.
Продолжила работу семинара Светлана Викторовна Масловская, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ИНО ОГПУ, научный руководитель-куратор Школы молодого заместителя директора, которая осветила теоретические аспекты по теме семинара. Внимание слушателей акцентировалось на трудовых функциях, входящих в профессиональный стандарт педагога. Светлана Викторовна осветила основные виды анализа современного урока в соответствии с профессиональным стандартом педагога, ключевые цели и задачи, которые должен преследовать заместитель директора при посещении уроков. Так же обратила внимание на то, что завуч должен знать основные требования к построению и содержанию современного урока.
В практической части семинара Надежда Владимировна Кузнецова, заместитель директора МОАУ «Лицей № 5» рассказала об управленческих аспектах организации проектирования содержания и структуры анализа урока. Она отметила, что планирование целей посещения уроков администрацией – важная составляющая внутришкольного контроля, которая способствует совершенствованию уровня профессиональных компетентностей учителя. Представила критерии к современному уроку, привела ряд примеров по постановке целей посещения и конкретных рекомендации по обозначенным целям. Поделилась с присутствующими конструктором построения урока в рамках системно-деятельностного подхода, который облегчает работу учителя при его подготовке.
Продолжила семинар-практикум Раиса Анатольевна Маракулина, заместитель директора МОАУ «Лицей № 5», которая рассказала о практике инклюзивного образования как о способе совершенствования профессиональных компетенций учителя в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» и как об объекте внутришкольного контроля. Она акцентировала внимание на особенностях проектирования современного урока в классах, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Представила шаблон технологической карты комбинированного урока. Так же отметила, что цель посещения урока в данных классах корректируется с учетом различных типов психофизиологического состояния отдельных обучаемых.
Далее Валентина Михайловна Долгова, к.п.н., заместитель директора МОАУ «Лицей № 5» подчеркнула в своем выступлении, что уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность учителя, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Администрация лицея апробировала новую схему анализа урока, в которой отражены все компетенции педагога в соответствии с Профстандартом и представлены критерии анализа, для удобства и более качественного анализа урока используется таблица показателей и уровневых дескрипторов. Схема анализа заканчивается подсчетом суммы баллов и переводом в качество (результативность) урока. С помощью такого анализа можно определить — содержание учебного материала соответствует требованиям стандартов или учитель умело выбирает методику/технологию предметного обучения, обеспечивающие оптимальный результат обучения для данного контингента или нет.
В заключение выступила Горбачева Галина Павловна, заместитель директора МБУ «Импульс-центр», которая отметила значимость рассматриваемой темы семинара в работе заместителя директора образовательных организаций.