Семинар для молодых учителей математики

Автор: | 02.11.2020

26 октября 2020 года в формате видео конференции (Zoom) проведен семинар для молодых учителей по теме «Современный урок математики в условиях реализации ФГОС и дидактические требования к нему». Присутствовало 8 учителей из МОАУ « Гимназия №6», МОАУ «СОШ № 87», МОАУ « ФМЛ», «СОШ №79», Лицей № 5, ЧОУ СОШ « ОР-АВНЕР».

Цель: Осознание  основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС второго поколения. Повышение интереса педагогов к использованию системно-деятельностного подхода в обучении. Осознание необходимости повышения уровня самообразования.

Задачи:

  1. Формирование образа современного урока по ФГОС
  2. Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.

В рамках семинара руководитель стажировочной площадки, учитель математики МОАУ «Гимназия № 4»  Кучина О.А. вместе с молодыми  педагогами рассмотрела следующий материал.

Особенностью  федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования является  их деятельностный подход,  во главе которого стоит развитие личности ученика. Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса.  Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.  

Меняются цели,  меняется содержание образования и требования к результатам, появляются новые стандарты и технологии обучения, но урок был, есть и остаётся по-прежнему основной дидактической единицей образовательного процесса, и именно от его содержательности, эффективности, результативности напрямую зависит качество получаемого в школе образования. 

Молодые учителя самостоятельно пытались ответить на вопрсы: «Так что же такое современный урок?»,   «Как  его построить и провести, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он мог достигнуть желаемых целей и результатов?»

В качестве основных характеристик современного урока выделили: 1) новый тип отношений между учителем и учениками, основанный на сотрудничестве и сопровождении (а не проведении урока); 2) принципиальную интерактивность, которая проявляется не столько в технических, сколько в коммуникативных аспектах; 3) практическую ориентированность на решение жизненных, а не узко-учебных задач; 4) равнозначность различных источников информации и форматов их обработки и представления; 5) совместный поиск, проверка и формализация эффективных способов решения задач (проблем). 

Далее вместе рассмотрели, что представляет  современный урок по ФГОС – это:

  • Профессиональная и методическая подготовка учителя
  • Целеполагание и мотивация учения
  • Системно-деятельностный подход
  • Современные средства обучения
  • Выбор оптимальных средств обучения
  • Создание условий для саморазвития
  • Анализ каждого учебного занятия.

Конечно, современный урок – это сложная организационно-педагогическая система, все компоненты которой взаимосвязаны, это звено целостного учебно-воспитательного процесса. Уметь конструировать урок, знать его структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

С молодыми педагогами был проведен сравнительный анализ традиционного и современного урока, выделены главные отличия и расставлены акценты на дидактические требования урока по ФГОС.

Отвечая на следующий вопрос семинара – «Каковы требования, предъявляемые к современному уроку в соответствии с ФГОС?» выяснили, что:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Требования к современному уроку в школе включают умелое использование учителем различных способов и методик для развития личности ученика, его умственного роста и осмысленного усвоения знаний — при объединении влияния педагога и самостоятельных действий учащихся.

Был дан ответ и не вопрос : «Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения?»

Это прежде всего:

  • Занимательность
  • Учебные исследования и эксперименты
  • Дидактические игры и игровые ситуации
  • Исторический контекст (связь содержания с историей науки, либо с перспективами её развития)
  • Практический контекст (связь содержания с бытом, профессией, здоровьем)

Важно понимать, что современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Рассмотрели технику  проведения современного урока

1) Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;

2) Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными;

3) Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;

4) Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;

5) Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;Начало формы

6) Управлять учебным процессом на уроке, большую часть которого активно работают учащиеся.

Рассмотрели типы уроков деятельностной направленности. В зависимости от их целей можно распределить на четыре группы:

  1. Урок открытия нового знания (ОНЗ).
  2. Урок отработки умений и рефлексии.
  3.  Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).
  4. Уроки развивающего контроля.

На конкретных примерах  были рассмотрены виды уроков и типы заданий к ним.

Материалы семинара

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *