29 октября состоялся онлайн семинара-практикума для молодых педагогов-психологов (со стажем работы до 3-х лет) по теме «Организация работы педагога-психолога в дистанционном формате» города Оренбурга. На данном мероприятии присутствовало 17 педагогов-психологов.
Модератор: Широбоков Д.П., педагог-психолог, МАУ «Импульс-центр».
Дмитрий Петрович отметил, что дистанционное образование в силу ряда своих особенностей (удаленность, опосредованное общение, преобладание самоконтроля учащихся над контролем со стороны педагога) диктует необходимость психологического сопровождения данного процесса и обеспечения психологического комфорта его участникам. В своей деятельности, работая дистанционно, педагог сталкивается с определенными трудностями психологического характера. Это могут быть сложности в организации деятельности учащихся, в определении их индивидуальных особенностей и выборе стиля педагогического общения, проблемы повышения и поддержания мотивации обучения, создания благоприятного социально-психологического климата в группе или при индивидуальной работе. При дистанционном обучении чаще всего педагог не может непосредственно наблюдать за эмоциями обучающихся (невербальными компонентами коммуникации), отслеживать моменты беспокойства или непонимания и оперативно реагировать на потребности участников. Спектр работы психолога с участниками дистанционного обучения довольно широкий. В первую очередь, психолог работает над созданием атмосферы доверия и взаимной поддержки обучающихся и преподавателей, формирует мотивацию активного участия обучающихся в образовательном процессе, разрабатывает рекомендации по вопросам психологического сопровождения участников дистанционного обучения.
Акцентировал внимание участников семинара на том, что психолого-педагогическое сопровождение во время дистанционного обучения это: осознанный системный процесс взаимодействия субъектов обучения в условиях информационно-образовательной среды, направленный на оказание психолого-педагогической помощи сетевым педагогам и сетевому ученику в конструировании и реализации процесса дистанционного обучения.
Главными целями психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения в системе общего образования являются:
- оказание помощи учащимся в разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории в процессе дистанционного обучения;
- обеспечение психологической комфортности всех субъектов дистанционного обучения.
Содержание психолого-педагогического сопровождения процесса дистанционного обучения предполагает следующие направления работы:
- аналитическое, при котором осуществляется мониторинг дистанционных курсов и взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- просветительское;
- консультативное;
- методическое.
Основными методами системы психолого-педагогического сопровождения выступают:
- психологические тренинги (психолог – учитель, психолог – ученик, психолог – родитель) в режимах on-line и off-line;
- интегрированные занятия со специалистами психолого-педагогического сопровождения для всех участников образовательного процесса;
- консультирование в режимах on-line и off-line и т.д.
Одной из важных психологических задач является повышение мотивации учеников к школьному обучению в целом, поддержка их активности в дистанционном учебном контакте с учителем.
Участники семинара-практикума делились своими наработками, а так же задавали вопросы по психолого-педагогическому сопровождению в дистанционном формате.