18 ноября 2020 года в МОАУ «СОШ №35» г. Оренбурга проведена стажировочная площадка по теме «Цифровая грамотность педагога. Дистанционные технологии обучения. Подходы к формированию УУД». Присутствовало 4 учителей из ОО г. Оренбурга.
Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных цифровых технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога в рамках реализации дистанционного обучения.
Мероприятие состояло из 2 частей: теоретическая и практическая.
На заседании рассматривались следующие вопросы:
- Смысл и содержание понятий «цифровая грамотность», «дистанционное обучение» «дистанционные технологии».
- Анализ и определение влияния применения современных технологий на качество образования детей.
- Образовательные платформы.
- Обмен имеющимся опытом работы по проектированию уроков в рамках дистанционного обучения.
В первой части рассматривались следующие вопросы:
В первой части были рассмотрены основные понятия цифровой грамотности, как набора знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Руководитель стажировочной площадки С.М. Ягудина представила теоретическую основу темы в виде мультимедийной презентации, особое внимание уделив специфике освоения такой компетенции как цифровая грамотность не только педагогом, но и всеми участниками образовательного процесса, которое служит основным условием для решения задач Концепции развития единой информационно-образовательной среды.
Совсем недавно работу в интернете и освоение современных программ каждый учитель осуществлял по мере своих сил и возможностей, но ситуация с коронавирусом показала: цифровые навыки из желательных становятся обязательными и необходимыми.
До введения режима самоизоляции и дистанционного обучения более половины учителей в разной степени уже использовали цифровые ресурсы. Тем не менее ситуация показала, что онлайн-образование — это совершенно новый формат работы, которому надо учиться. Коллективная работа в цифровой среде — один из залогов эффективного обучения. Учителям необходимо осваивать цифровые инструменты совместной работы с учениками, родителями и коллегами. Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды становится очень актуальным, так как оно имеет огромные возможности для повышения качества обучения в современной школе.
Во второй части С.М. Ягудина познакомила стажеров с возможными вариантами использования цифровых технологий в школе, в том числе дистанционно.
Одной из таких технологий является использование цифровых инструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) в образовательном процессе.
Поделилась с молодыми педагогами опытом работы на образовательных платформах ZOOM, МЭО, ЯКласс, Гугл-таблицах, Skysmart, а также показала фрагменты видеоуроков по химии и биологии с применением данных платформ в контексте дистанционного обучения.
Практическая часть для стажеров проходила в виде дискуссии. Практические задания предполагали провести анализ и ответить на следующие вопросы:
1.С какими вопросами сегодня сталкивается учитель при переводе на дистанционное обучение?
2.Основные проблемы дистанционного обучения?
3.Особенности, которые надо учесть?
4.Определить недостатки и плюсы в работе при использовании дистанционных технологий в обучении?
Стажеры повысили уровень своей методической компетентности, расширили и углубили представления об использовании ЦОР в рамках реализации дистанционных технологий в преподавании биологии и химии, определили подходы к УУД на разных этапах онлайн-урока, а также повысили профессиональную компетентность в общении с окружающими через диалог.
Рекомендации:
— продолжить проведение индивидуальных консультаций для молодых педагогов;
— молодым педагогам использовать полученные материалы в практической деятельности.
— применять различные формы организации учебной деятельности обучающихся, приемы, средства с целью наиболее эффективного проведения уроков во время дистанционного обучения.