Семинар для молодых учителей математики

Автор: | 01.12.2020

27 ноября 2020 года в формате видеоконференции (Zoom) проведен семинар для молодых учителей по теме «Роль учителя математики в организации воспитательной работы в школе». Присутствовало 6 учителей из МОАУ « Гимназия №6»  МОАУ « Гимназия №7, МОАУ «СОШ № 88», МОАУ  «СОШ №23», Лицей № 2, СОШ «56».

Эпиграфом семинара стали слова Кожабаева К.Г:

Учитель математики всегда должен помнить, что, встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего всесторонне развитую и воспитанную личность.

Вопросы воспитания детей, проблемы формирования личности занимают большое место во всей работе учителя. Воспитание является важнейшей задачей школы. Проблема воспитания в настоящий момент является актуальной. Какие же качества личности необходимо сформировать на уроках математики в первую очередь? Это – убежденность в материальной основе мира, в материалистической сущности законов природы, признание радости творческого труда в качестве одной из основных ценностей, уважение к достижениям человеческого гения, убежденность в важности математических знаний для профессиональной подготовки, чувство красоты и гармонии математических законов. На уроках математики вполне возможно и даже естественно воспитывать у школьников такие качества как фантазия, трудолюбие, дисциплина мышления, любознательность.

Мировоззрение, политические убеждения, нравственный облик ученика, сознательное отношение к труду складываются под влиянием различных факторов. К ним относятся:

— воспитательная работа, которую проводят учитель и  родители ученика;

— содержание изучаемого материала и методика учебного процесса;

— внеурочная работа

— влияние личности учителя и др.

Изучаемый предмет приобретает интерес для учащихся именно тогда, когда преподавание все время сопровождается практическими приложениями. Все обучение математике должно сопровождаться умелым использованием иллюстраций и задач практического характера, которые в изобилии  можно почерпнуть из окружающей жизни. При вычислении длины, площади, объема, веса различных предметов и деталей машин, определения формы наблюдаемых предметов, особенностей их взаимного расположения ученики могут сталкиваться с недостаточностью данных, что заставляет их обращаться к помощи математических и технических таблиц и справочников или делать дополнительные измерения. Практические приложения математики создают уверенность в правильности выводов, развивают в учащихся веру в свои силы, радость творчества.

Важной воспитательной задачей математики является формирование и развитие трудовых навыков. При правильной организации учебного труда необходимо заботиться о рационализации записей учащихся, добиваясь их краткости и полноты, развивать устную речь, прививая культуру речи. Так, обучение геометрии открывает большие возможности для развития правильной речи. Учащийся привыкает к точности и лаконичности формулировок, учится обдумывать то, что хочет сказать, давать отчет во всем сказанном. Геометрия заставляет говорить «новым языком». Недаром этому вопросу придавали большое значение такие великие ученые как Н.И. Лобачевский, П.Л. Чебышев, А.Я. Хинчин. А язык Паскаля в свое время считался образцовым даже для французских литераторов.

При воспитании трудовых навыков у учащихся никак не обойтись без требования аккуратности, что особенно важно при выполнении измерений, когда одна небольшая оплошность может повлечь за собой большие ошибки. Надо добиваться, чтобы решение каждой задачи, доказательство теоремы, выполнение чертежа или производство работы измерительного характера учащийся всегда делал тщательно и доводил до конца, а завершал выполнение задания самоконтролем. Это заставит учащихся настойчиво добиваться правильных результатов, разовьет их внимание.

Таким образом, преподаватель математики находит богатую почву для воспитания у учащихся тех черт характера и развития тех навыков, которые обязательно будут необходимы им на протяжении всей жизни. Ниже рассмотрим основные направления многогранного воспитательного процесса на уроках математики.

С молодыми педагогами было рассмотрено содержание учебного материала (формулировки задач), содержащее трудовое, экономическое, экологическое, краеведческое направление. Отмечено, что важный воспитательный момент содержит включение в урок исторического экскурса по теме, биографии великих ученых и истории великих открытий

Для воспитания многих качеств личности неизбежным является обращение к эмоциям учащихся. При этом в каждом отдельном случае должны быть затронуты различные эмоции. Так, убежденность в материалистической сущности мира основывается на естественном чувстве уважения к истине. Достижения человеческого гения легко вызывают у учащихся чувство удивления,  восхищения в том случае, если в рассказе о выдающихся открытиях описана история вопроса (Г. Галилей, Н. Коперник, Н.И. Лобачевский, Э. Галуа). Для воспитания чувства уважения к великим достижениям человеческого интеллекта существенно отметить некоторые конкретные завоевания. Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость от маленького открытия, находки, неожиданного решения задачи. Это явление математике свойственно больше, чем другим школьным предметам. Кроме того, что чувства радости и удовлетворения от творческого труда прекрасны сами по себе, они оказывают очень сильное воспитательное воздействие. Таким образом, занятия математикой способствуют достижению общей воспитательной цели – пониманию того, что смысл жизни человека состоит в труде и особенно прекрасен творческий труд.

В процессе рассуждения по теме с молодыми учителями, пришли к выводу, что от эмоциональности ученика зависит работа его памяти. Хорошее запоминание учебного материала только тогда происходит как бы само собой, без особых усилий, когда ученик неравнодушен к изучаемому материалу, если предмет вызывает у него интерес. Только там, где разум и чувства в союзе, осуществляется глубокое понимание. Взволнованное отношение к познанию носит активный характер, эмоциональный подъем увеличивает возможности школьника.

Так же отметили, что составной частью воспитания при обучения математике является и внеурочная деятельности, такая, как кружковая работа, участие школьников в олимпиадах, предметной неделе математики. Привлечение школьников к участию во внеурочной деятельности, подготовка их к соревнованию, математических олимпиад, способствуют активизации обучения математике и связаны с важным воспитательным аспектом: школа, наука открыты ровно для всех; успех зависит только от проявленных способностей и вложенного труда.

Материалы