18 декабря 2020 года в формате видео конференции (Zoom) проведен семинар для молодых учителей математики по теме «Личностное и профессиональное становление педагога через моделирование собственной траектории развития». Модератор: Кучина О. А., учитель математики МОАУ «Гимназия № 4», руководитель стажировочной площадки.
Присутствовало 2 учителя из ОО.
На семинаре рассматривались 2 вопроса.
В первом вопросе было рассмотрено, что такое профессионализм, самообразование, компетентность учителя, факторы, влияющие на становление и рост педагога.
«Учитель учится всю жизнь» — это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.
Автор многих методических пособий для педагогов В. М. Лизинский высказал непреложную истину «Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».
Настоящий учитель-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:
— постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
— изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;
— ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания.
В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Одна из тенденций современного образования — непрерывность, т.к. серьёзные изменения в жизни общества связаны современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию как культурному институту, поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продукта социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт, представляющий собой перманентный процесс становления и самосовершенствования личности.
В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод :
учитель 21 века — это:
— гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
— умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
— умеющий организовать рефлексивную деятельность;
— обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.
В современных социокультурных условиях все больше распространяется подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование.
Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает.
Образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства — вот приоритетная задача методической работы. Методическая служба призвана активизировать творческую деятельность педагогов, развивать неповторимость их педагогического стиля, а, в конечном счете — способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса.
Если процесс образования:
— осуществляется добровольно,
— осуществляется сознательно,
— планируется, управляется и контролируется самим человеком,
— необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием:
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
- правовое;
- эстетическое (гуманитарное);
- информационно-коммуникативные технологии;
- охрана здоровья
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:
- чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
- решение задач, упражнений, тестов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
- организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
- посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
- ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Факторы стимулирующие саморазвитие учителя:
К этим факторам можно отнести следующие:
- Интерес к работе;
- Возрастающая ответственность за результаты труда;
- Пример коллег;
- Новизна деятельности;
- Обучение на курсах;
- Организация методической работы;
- Возможность получения признания в коллективе.
Результат самообразования.
Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
- результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
- повышение качества преподавания предмета
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание педагогических разработок;
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Во втором вопросе подробно было рассмотрено понятие ИОМ – индивидуального образовательного маршрута, его цели, задачи, структура, сроки и формы заполнения.