Стажировочная площадка для молодых учителей математики г. Оренбурга в рамках Школы молодого учителя

Автор: | 24.12.2020

18 декабря 2020 года в формате видео конференции (Zoom) проведен семинар для молодых учителей математики по теме «Личностное и профессиональное становление педагога через моделирование собственной траектории развития». Модератор: Кучина О. А., учитель математики МОАУ «Гимназия № 4», руководитель стажировочной площадки.

Присутствовало 2 учителя из ОО.

На семинаре рассматривались 2 вопроса.

В первом вопросе было рассмотрено, что такое профессионализм, самообразование, компетентность учителя, факторы, влияющие на становление и рост педагога.

«Учитель учится всю жизнь» — это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма. 

Автор многих методических пособий для педагогов В. М. Лизинский высказал непреложную истину «Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».

Настоящий учитель-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность. Эта деятельность предполагает: 
— постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин; 
— изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий; 
— ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания.

В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта. 

Одна из тенденций современного образования — непрерывность, т.к. серьёзные изменения в жизни общества связаны современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию как культурному институту, поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продукта социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт, представляющий собой перманентный процесс становления и самосовершенствования личности.
В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод : 
      учитель 21 века — это: 
— гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; 
— умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; 
— умеющий организовать рефлексивную деятельность; 
— обладающий высокой степенью профессиональной компетентности. 

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.

В современных социокультурных условиях все больше распространяется подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование.

Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. 


Образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства — вот приоритетная задача методической работы. Методическая служба призвана активизировать творческую деятельность педагогов, развивать неповторимость их педагогического стиля, а, в конечном счете — способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса. 

Если процесс образования: 
— осуществляется добровольно, 
— осуществляется сознательно, 
— планируется, управляется и контролируется самим человеком, 
— необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании. 

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. 

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием:       

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
  • правовое;
  • эстетическое (гуманитарное);
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • охрана здоровья

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:       

  • чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
  • решение задач, упражнений, тестов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  • изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
  • изучение информационно-компьютерных технологий;
  • посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
  • ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Факторы стимулирующие саморазвитие учителя: 
К этим факторам можно отнести следующие:

  • Интерес к работе;
  • Возрастающая ответственность за результаты труда;
  • Пример коллег;
  • Новизна деятельности;
  • Обучение на курсах;
  • Организация методической работы;
  • Возможность получения признания в коллективе.

Результат самообразования.
Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. 

В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

  • результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
  • повышение качества преподавания предмета
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание педагогических разработок;
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Во втором вопросе подробно было рассмотрено понятие ИОМ – индивидуального образовательного маршрута, его цели, задачи, структура,  сроки и формы заполнения.

Материалы