12 октября 2021 г. состоялся круглый стол для учителей русского языка и литературы города Оренбурга на платформе ZOOM. Приняли участие учителя из 55 образовательных организаций г. Оренбурга.
С 1 сентября 2021 года МОАУ «СОШ № 1» является опорной площадкой по реализации концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации (русского).
Модератором мероприятия выступила МОАУ «СОШ № 1».
На заседании круглого стола Клостер М. А., учителем русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 1» были озвучены факторы, обосновывающие необходимость введения курсов изучения родного языка (русского) и родной литературы (русской) в школе. Это, прежде всего, изучение богатства и красоты родного языка и изучение литературы родного края, а также произведений, не вошедших в курс основной литературы.
Отмечены следующие проблемы в преподавании данных курсов:
— отсутствие во многих школах бумажных учебников по предмету, а пользоваться электронной версией учебника могут позволить себе не все;
— неумение и нежелание пользоваться справочной литературой;
— нежелание читать, работать с текстом;
— ограниченность словарного запаса;
— неумение формулировать и выражать свои мысли.
Берлиной Т.Ю., Волокитиной Т.В., учителями русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 1» и участниками круглого стола был предложен ряд методов для использования на уроках родного языка (русского) и родной литературы (русской):
— Мозговой штурм. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. При этом участникам обсуждения предлагают высказывать как можно больше вариантов решения.
— «Синектика». Он основан на системе креативного мышления, на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.
— Метод «VARK». Этот метод, который ставит целью обучение с применением визуальных, аудиовизуальных и кинестетических возможностей учеников. Он предполагает обучение с помощью различного рода вспомогательных материалов, наглядных пособий, диафильмов, звуковых заготовок и различного рода игр, в процессе которых можно объяснить учебный материал.
— Метод срезов, или метод массового одновременного опроса.
— Метод целенаправленного наблюдения, который способствует детальному изучению хода педагогического процесса, в соответствии с поставленной исследователями проблемой и гипотезой.
На круглом столе обсуждались современные подходы в оценке читательской грамотности и креативного мышления. Попова Е.А., учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 1» напомнила участникам, что оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Предметом измерения является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов. Ею отмечено, что устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучающихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке устных ответов нужно руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы данного курса:
— знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
— умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
— понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения;
— знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
— речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
Также обсуждался вопрос развития креативного мышления. Бикитеева Р.М., учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 1» акцентировала внимание участников круглого стола на том, что в 2021 году в исследование впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что многократно повышает как значимость этого направления исследования, так и имеющийся к нему интерес. Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств и методов обучения. Поэтому перспективой работой над повышением креативности учащихся является повышение качества учебно- воспитательного процесса, а именно:
- обеспечение творческого самообразования личности и создание условий для повышения креативности учащихся;
- постоянного совершенствования профессионального и методического уровня преподавания.
Кузовлева Т.С., учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 57» поделилась опытом, с наиболее интересными игровыми формами, которые использует на своих уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы: «Собери фразеологизм», «Лингвистический футбол», «Заверши историю фразеологизмом» и др.
Зажоркина Д.Т., учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 1» в своем выступлении отметила, что преподавание родного языка (русского) и родной литературы (русской) обусловлено огромным воспитательным значением этих предметов для подрастающего поколения. Изучение родного языка и родной литературы является плодотворным, если оно начинается в дошкольном возрасте – в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, в системе дополнительного образования. Ведь не случайно родной язык называют «языком матери». Она также обозначила пути решения проблем преподавания родного языка (русского) и родной литературы (русской) в школе.
Для решения озвученных проблем было рекомендовано следующее:
— обеспечение школ учебниками или учебными пособиями по данным предметам, разработка методических пособий для учителей по преподаванию родного языка и родной литературы, отвечающих современным требованиям;
— объединение усилий органов власти, вузовских преподавателей, учителей родного языка (русского) и родной литературы (русской), общественных организаций, родителей и самих учащихся;
— продолжать обмен опытом в учительском сообществе;
— использование в работе материалов «Импульс – центра».