Региональный семинар. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Автор: | 15.10.2021

13 октября 2021 года прошел региональный семинар «Анализ типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ — 2021 по обществознанию. Рекомендации педагогам по подготовке обучающихся к ЕГЭ». Семинар организован в формате ВКС на платформе Zoom.

Приняли участие педагоги образовательных организаций г. Оренбурга и Оренбургской области.

Модератор: Абакумова Татьяна Анатольевна, учитель истории и обществознания ВК МОАУ «Гимназия № 3», председатель Оренбургского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания».

В рамках семинара с педагогами отработаны «Методические рекомендации  для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ — 2021 года по обществознанию» (Т.Е. Лискова), трудные задания КИМ ЕГЭ по обществознанию.

Независимо от проверяемого содержания выпускники испытывали затруднения:

–  в раскрытии смысла понятия, использовании  понятия  в  заданном  контексте (задание 25 по критерию 25.1 – 41,5% выполнения (40,9%);

– в раскрытии на примерах изученных теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук (задание 23 – 41,6% (39,4%); задание 26 – 33,3% (30,8%);  задание 29 (критерий 29.4) – 30,2% (32,3%));

–  в составлении  плана  ответа  по  конкретной  теме (задание 28 – 32,3% (28,6%) по  критерию 28.1 и 10,5% (10,1%) по критерию 28.2);

–  в  привлечении  обществоведческих  знаний  для  объяснения  своего  мнения  по  определенной  проблеме (средний  процент  выполнения  задания  24  по  тексту  и  мини-сочинения по критериям 29.2 и 29.3 соответственно 28,9 (32,6), 25,1 (26,8) и 16,9 (19,4)).

Вызывает  настороженность тот факт, что, выполняя задания высокого уровня сложности,  предполагающие  приведение  примеров  (задания  23,  26,  29),  участники  ЕГЭ практически не привлекают межпредметные связи с другими учебными предметами.

Участники  ЕГЭ  2021  г. испытали  затруднения при  выполнении  заданий: 

— базового  и повышенного  уровня  сложности  по  темам: «Налоги»,  «Понятие  и  виды  юридической ответственности»; 

— повышенного  уровня  по  темам  «Постоянные  и  переменные  затраты», «Финансовые  институты. Банковская система», «Основные  источники финансирования бизнеса»;  «Избирательные  системы»; 

— высокого  уровня  по темам «Истина и  ее критерии», «Политическая система общества», «Политический процесс».

Очевидные  проблемы  в  освоении выпускниками  социальных  ролей,  связанных  с активным участием в экономической жизни общества (ролей в трудовой сфере, потребителя, налогоплательщика и др.). Как будущие активные участники  экономической жизни участники  ЕГЭ  2021  г.  по  обществознанию  продемонстрировали  непонимание  функций различных финансовых институтов (в частности, банковской системы), экономических процессов (безработицы, инфляции)Затруднения вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в  Российской  Федерации.

Самые «трудные» для участников ЕГЭ 2021 г. налоги  –  транспортный,  земельный  и  налог  на  имущество физических лиц.

Представлен алгоритм выполнения данных заданий.

Учителя получили практические рекомендации по подготовке выпускников к экзамену и ответы на интересующие вопросы.

Материалы семинара