Методический семинар по сопровождению в разработке АООП для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с задержкой психического развития

Автор: | 20.10.2021

В октябре 2021 г. состоялись методические семинары по методическому сопровождению в разработке АООП для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и с задержкой психического развития (ЗПР) на платформе ZOOM. Приняли участие учителя из 57 образовательных организаций г. Оренбурга.

Начала методический семинар Сидорова Н.В., учитель начальных классов МОАУ «СОШ № 69». Она напомнила участникам, что АООП НОО для обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Дети с ОВЗ, обучающиеся по 1 и 2 варианту АООП НОО, на уровне основного образования продолжают обучение по ФГОС основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 18974, с изменениями от 31.12. 2015г) и по обычным учебникам для общеобразовательной школы. АООП НОО для обучающихся с НОДА самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с НОДА на основе Примерной АООПНОО для обучающихся с НОДА. Требования к структуре АООП НОО для обучающихся с НОДА предполагают, что обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников. Но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья, не противоречащими образовательными потребностями или в среде здоровых сверстников при условии создания необходимых условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку. Вариант 6.2. предназначен для образования обучающихся с НОДА, достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, но имеющий особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями, нуждающийся в специальных условиях получения образования. Отметила, что обязательная часть АООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 20% от общего объема АООП НОО. Остановилась на обязательных предметных областях и основных задачах реализации содержания предметных областей, а также на коррекционно-развивающей области, которая является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО, системе оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.

Заместитель директора Моргунова О.С. МОАУ «СОШ № 72» рассказала об особенностях разработки АООП ООО обучающихся с НОДА. Напомнила об основных нормативных документах разработки. Представила основные разделы АООП ООО. Отметила, что обязательной является систематическая специальная помощь — создание условий для реализации особых образовательных потребностей. АОП (требования к которой установлены действующим ФГОС), поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении ООП. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Отметила так же, что в основу разработки АОП для обучающихся с НОДА заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Остановилась на содержании плана внеурочной деятельности. Привела типологию обучающихся с НОДА. На примере АРП по физической культуре разъяснила основные особенности разработки адаптированной программы.

Григорьева О.В., заместитель директора МОАУ «СОШ № 35» очень подробно разобрала с участниками основные требования к оформлению обязательных компонентов адаптированной рабочей программы учебных предметов, курсов для обучающихся с ЗПР. Остановилась на учебном плане и индивидуальном учебном плане. Акцентировала внимание на части учебного плана и отметила, что часть, формируемая участниками образовательных отношений включает:

  • часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю),
  • предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю),
  • и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю).

Отметила, что часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

В 1 и 1 дополнительном классах эта часть отсутствует.

Время, отводимое на данную часть, может быть использовано:

  • на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии;
  • на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность и др.);
  • на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (например: история и культура родного края и др.).

Жигалина Н.В., учитель начальных классов МОАУ «Гимназия № 6» остановила внимание на уточняющих моментах учебного плана.

На методическом семинаре участники мероприятия задавали интересующие их вопросы. В завершении были создана рабочая группа по разработке АРП.

Рекомендации:  

—  при разработке АООП НОО и ООО необходимо учесть все требования к их разработке;

— особое внимание уделить в АРП планируемым результатам освоения учебного предмета, тематическому планированию и системе оценки достижения планируемых результатов;

— продолжать обмен опытом в учительском сообществе

Уважаемые коллеги
Материалы по разработке АООП и АРП будут пополняться!
Следите за информацией!

Материалы