Региональный семинар по реализации целевой модели наставничества «Организационно-методическое обеспечение реализации наставничества в форме «ученик-ученик»

Автор: | 15.11.2021

15 ноября 2021 года на базе МАУ «Импульс-центр» г. Оренбурга состоялся региональный семинар для муниципальных координаторов по реализации целевой модели наставничества по теме: «Организационно-методическое обеспечение реализации наставничества в форме «ученик-ученик». В работе семинара приняли участие муниципальные координаторы, руководители муниципальных наставнических центров.

Модератор: Шишкина О.П., директор МАУ «Импульс-центр» г. Оренбурга. Во вступительном слове Ольга Петровна отметила, что в настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а также вызовами со стороны экономического сектора. Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации. Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенции. Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся. Наиболее эффективная стратегия, отвечающая вышеназванным целям и задачам, – это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка учащихся разных ступеней и форм обучения.

Далее участников семинара познакомили с теоретическими и практическими аспектами реализации целевой модели наставничества в форме «ученик-ученик».

Сечкина Л.В., учитель начальных классов, координатор реализации ЦМН МОАУ «Гимназия № 6», в своем выступлении раскрыла теоретические аспекты рассматриваемой формы наставничества. Она акцентировала внимание участников на то, что форма наставничества «ученик-ученик» предполагает взаимодействие учащихся одной образовательной организации, при котором один из учащихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого. Обозначила основные цели и задачи работы. Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными / социальными потребностями, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию детей с ОВЗ). Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации, формирование устойчивого школьного сообщества и сообщества благодарных выпускников. Также представила модель взаимодействия участников отношений и этапы работы наставника и наставляемого.

С эффективными практиками организации программы наставничества в форме «ученик-ученик» представил Д.В. Кузякин, учитель химии, педагог-организатор МОАУ «Гимназия №5». Он представил описание схемы реализации наставничества «ученик-ученик» и процесс наставнического взаимодействия. Рассказал о вариации ролевых взаимодействий внутри формы «ученик–ученик», которые различающиеся в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника, а также учитывающую вклад в данную систему детских сообществ (УСУ, ДОО, РДШ, НОО и др), которые организованы школе. Более подробно раскрыл взаимодействие «Успевающий – неуспевающий», который является классическим вариантом поддержки для достижения лучших образовательных результатов, а так же «Лидер – тихоня/скромник», «Равный – равному», «Адаптированный – неадаптированный».

С системой наставничества «ученик-ученик» в рамках реализации программы воспитания – из опыта работы МОАУ «Лицей №4» представили: В.Г. Константинова, заместитель директора; И.Н. Жигулин и  И.В. Меркушева, педагоги-организаторы МОАУ «Лицей №4». Они отметили, что в лицее 20 лет осуществляет деятельность полноправный орган в лице самих обучающихся. Именно таковым стал орган ученического самоуправления «Сенат», который является руководящим органом самоуправления старшеклассников, работающим над сплочением классных и общешкольного коллективов, активно внедряющим элементы коммунарства в деятельность лицея, участником законотворчества внутри школы. В лицее отлажена система комиссарства, во главе которой стоят члены Ассоциации выпускников. Уникальный феномен комиссарства, из года в год побуждает выпускников возвращаться снова и снова в стены родной школы, передавать свой опыт и делиться идеями с нынешним поколением учеников. Постепенно комиссар – выпускник лицея — становится для класса поистине старшим наставником на протяжении всего учебного года, а зачастую на несколько лет, вливаясь в единый классный коллектив и становясь неотъемлемой его частью.

Рекомендации

— разработать на уровне организации локальные акты по реализации модели наставничества формы «ученик-ученик»;

— определить вариации ролевых взаимодействий по данному направлению;

— разработать план работы по форме наставничества «ученик-ученик»;

— представлять опыт работы на муниципальном уровне в рамках работы опорной площадки по реализации целевой модели наставничества.

Материалы