26 ноября 2021 года состоялся третий семинар из серии «Подготовка условий для запуска Программы реализации целевой модели наставничества», на котором присутствовали кураторы из 31 образовательной организаций города, это те школы в которых работают молодые учителя.
Модератор – МАУ «Импульс-центр».
Участники – кураторы внедрения и реализации Целевой модели наставничества образовательных организациях.
МАОУ «Гимназия № 6» является муниципальной опорной площадкой по внедрению Целевой модели наставничества (распоряжение управления образования администрации города Оренбурга от 04.06.2021 № 309).
Сечкина Людмила Владимировна, координатор реализации ЦМН МОАУ «Гимназия № 6» отметила, что начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности, в этом ему поможет педагог-наставник. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса; ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации; ускорить процесс профессионального становления педагога; сформировать сообщество образовательной организации (как часть педагогического). Поэтому одной из технологий профессионального развития молодого педагога служит индивидуальный образовательный маршрут. Она также представила 5 этапов разработки ИОМ:
- Диагностика профессионального мастерства, самоопределение педагога;
- Составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;
- Реализацию маршрута;
- Рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.
- Корректировка индивидуального образовательного маршрута
В работе с молодыми педагогами необходимо использовать интерактивные методы обучения и технологии организации совместной деятельности, которые позволяют формировать диалектический стиль педагогического мышления учителя, а именно системность, комплексность, конкретность, а так же формируют у учителя толерантность, чувство меры, гибкость и мобильность. Также участникам был предложен макет (образец) индивидуального образовательного маршрута наставляемого (молодого учителя).
Ларина Наталья Алексеевна, заместитель директора МОАУ «СОШ № 88» представила опыт своей ОО по теме «Организация деятельности по сопровождению и профессиональной адаптации молодого педагога». Ею было акцентировано внимание на том, что организация деятельности по сопровождению молодого педагога включает в себя такие формы и методы работы, которые позволяют формировать у молодого педагога такие компетенций как: предметную, методическую, организационную, коммуникативную, управленческую, рефлексивную, информацинно-коммуникативную и проектную. Представила ИОМ, который используется в работе с наставником.
Из практики реализации Целевой модели наставничества «Учитель – учитель» свое ОО поделилась Каримова Ильсияр Акрамовна, заместитель директора МОАУ «Лицей №8». Она подчеркнула, что результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагоги-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
В заключение семинара участникам Г.П. Горбачева, зам. директором МАУ «Импульс – центр», муниципальным координатором внедрения Целевой модели наставничества, были даны рекомендации.
Рекомендации:
— каждому наставнику совместно с наставляемым разработать индивидуальные образовательные маршруты на текущий год;
— при составлении ИОМ соблюдать технологию его разработки;
— включить в ИОМ мероприятия по формированию предметных, методических, организационных, коммуникативных, управленческих, рефлексивных, информацинно-коммуникативных и проектных компетенций у молодого специалиста;
— использовать предложенную форму ИОМ.