10 декабря 2021 года в целях организованной подготовки к ГИА по русскому языку прошел практикум «Подготовка к выполнению задания 27 ЕГЭ по русскому языку. Формирование читательской грамотности и креативного мышления учащихся», в котором приняли участие педагогов образовательных организаций города. Приняли участие педагоги из 19 образовательных организаций города.
Модератор: МОАУ «Лицей № 2».
Опытом работы по подготовке к ЕГЭ поделилась с коллегами Болтенкова Л.В., учитель русского языка и литературы МОАУ «Лицей № 2», руководитель ГМО ЮО.
С педагогами проработано задание с развёрнутым ответом № 27 КИМ ЕГЭ по русскому языку (сочинение).
Лариса Викторовна подчеркнула, что для правильного выполнения задания ученикам следует знать:
— критерии оценивания сочинения-рассуждения (это поможет избежать типичных недочётов при написании сочинения-рассуждения; ведь творческое задание оценивается экспертами не целиком, а по критериям);
— план написания сочинения-рассуждения, составленный на основе требований, предъявляемых разработчиками ЕГЭ по русскому языку к выполнению творческого задания.
Остановилась на структуре сочинения, озвучила проблематику текстов ЕГЭ по русскому языку. Отметила, что каждый год ФИПИ включает в состав КИМов ЕГЭ по русскому языку новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако затронутые в них проблемы нередко повторяются.
Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков:
- Взаимоотношения отцов и детей
- Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров
- Роль классической литературы в духовном развитии современного общества
- Сложность и противоречивость человеческих поступков
- Человеческое благородство
- Честь и человеческое достоинство
- Отношения человека с другими людьми
- Восприятие человеком окружающего мира
- Одиночество человека
- Человек и искусство
- Отношение человека к миру природы
- Бережное отношение человека к языку
- Человек и власть, которой он наделён
- Сострадание окружающим
- Отношение человека к войне
Отработала с коллегами типичные ошибки при написании сочинения, предложила речевые клише.
Должное внимание уделила формированию читательской грамотности и креативного мышления учащихся.
Коллеги получили практические рекомендации по подготовке обучающихся 11 классов к экзамену.