Подготовка к выполнению задания 27 ЕГЭ по русскому языку. Формирование читательской грамотности и креативного мышления учащихся

Автор: | 14.12.2021

10 декабря 2021 года в целях организованной подготовки к ГИА по русскому языку прошел практикум «Подготовка к выполнению задания 27 ЕГЭ по русскому языку. Формирование читательской грамотности и креативного мышления учащихся», в котором приняли участие  педагогов образовательных организаций города. Приняли участие педагоги из 19 образовательных организаций города.

Модератор: МОАУ «Лицей № 2».

Опытом работы по подготовке к ЕГЭ поделилась с коллегами Болтенкова Л.В., учитель русского языка и литературы МОАУ «Лицей № 2», руководитель ГМО ЮО.

С педагогами проработано задание с развёрнутым ответом № 27 КИМ ЕГЭ по русскому языку (сочинение).  

Лариса Викторовна подчеркнула, что для правильного выполнения задания ученикам следует знать:

— критерии оценивания сочинения-рассуждения (это поможет избежать типичных недочётов при написании сочинения-рассуждения; ведь творческое задание оценивается экспертами не целиком, а по критериям);

— план написания сочинения-рассуждения, составленный на основе требований, предъявляемых разработчиками ЕГЭ по русскому языку к выполнению творческого задания.

Остановилась на структуре сочинения, озвучила проблематику текстов ЕГЭ по русскому языку. Отметила, что каждый год ФИПИ включает в состав КИМов ЕГЭ по русскому языку новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако затронутые в них проблемы нередко повторяются.

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков:

  1. Взаимоотношения отцов и детей
  2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров
  3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества
  4. Сложность и противоречивость человеческих поступков
  5. Человеческое благородство
  6. Честь и человеческое достоинство
  7. Отношения человека с другими людьми
  8. Восприятие человеком окружающего мира
  9. Одиночество человека
  10. Человек и искусство
  11. Отношение человека к миру природы
  12. Бережное отношение человека к языку
  13. Человек и власть, которой он наделён
  14. Сострадание окружающим
  15. Отношение человека к войне

Отработала с коллегами типичные ошибки при написании сочинения, предложила речевые клише.

Должное внимание уделила формированию читательской грамотности и креативного мышления учащихся.

Коллеги получили практические рекомендации по подготовке обучающихся 11 классов к экзамену.

Материалы практикума