Семинар «Подготовка условий для запуска программы реализации целевой модели наставничества: технологии и формы реализации Программы»

Автор: | 23.12.2021

17 декабря 2021 года состоялся четвертый семинар из серии «Подготовка условий для запуска Программы реализации целевой модели наставничества». На семинаре присутствовало 58 кураторов внедрения и реализации Целевой модели наставничества в образовательных организациях.

Сечкина Л.В., учитель начальных классов МОАУ «Гимназия № 6», координатор реализации ЦМН в г. Оренбурге представила характеристику участников формы наставничества «Учитель – ученик», в частности показала особенности наставляемого-активного, наставляемого-пассивного, Обозначила возможные варианты программы наставничества «Учитель – ученик». Рассказала о программе «Учитель-одаренный ученик» и основных формах работы с данной категорией детей. В гимназии также имеются дети, которые являются неуспевающими. Для таких обучающихся так же разработана и реализовывается программа «Учитель-неуспевающий ученик». С данными учениками работа ведется через разработанные индивидуальные образовательные маршруты. В гимназии нет учеников с ОВЗ, но координатор реализации ЦМН в г. Оренбурге обозначила основные аспекты работы по форме «Учитель-ребенок с ОВЗ/ребенок-инвалид». В заключение своего выступления еще раз остановилась на этапах работы программы «Учитель-ученик»

О форме наставничества «Учитель-учитель» поделилась опытом Абдразакова Ш.С., заместитель директора МОАУ «СОШ № 31». Она отметила, что в данной школе работает в настоящее время 12 молодых специалистов и им необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя. Встал вопрос о создании гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога. С этой целью в школе разработан проект «Школа молодого педагога», тип проекта: учебно-методический, который рассчитан на три года. На каждый год поставлена определенная цель и задачи, соответствующие мероприятия, которые позволяют ускорить процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Также рассказала о разных и интересных формах работы с молодыми педагогами в каждом году реализации проекта по наставничеству.

Продолжила семинар Холикова И.В., заместитель директора МОАУ «СОШ № 72», которая рассказала, как реализовывается целевая модель наставничества в формате «Учитель-учитель». Подробно остановилась на роли наставника при работе с молодыми специалистами. Отметила, что работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в школе традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. Напомнила участникам основные требования к профессиональной компетентности педагога-наставника. Работа с молодыми специалистами разделена на 3 этапа. Первый этап – адаптационный (изучение личностных качеств молодого педагога, знание молодого учителя теоретических вопросов педагогической деятельности и практических умений и навыков). Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. На данном этапе применяются такие формы работы как: беседа, анкетирование, наблюдение за общением с новыми коллегами (характер, стиль общения, желание идти на контакт), с родителями, с детьми. Второй этап — обучение и передача опыта (проводится обучение, контроль и оценивание учебных занятий и внеклассных мероприятий, совместное устранение допущенных ошибок, корректировка профессиональных умений молодого учителя, помощь в выстраивании ему собственной программы самосовершенствования). Третий этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Педагогами-наставниками тщательно подбираются формы и методы обучения молодых учителей в процессе их инновационной деятельности.

В МОАУ «СОШ № 34» имеется положительная практика поддержания успешных школьников, которую представили Лавриненко Е.Э., Данилова Н.Г., заместители директора данной образовательной организации. Обеспечение разносторонней поддержки обучающихся с особыми образовательными/социальными потребностями и/или временную помощь в адаптации к новым условиям – цель программы наставничества формы «Ученик-ученик». Они представили главные качества ученика-наставника, подробно раскрыли задачи программы, ожидаемые результаты программы. Сама Программа строится на принципе дифференциации, что очень важно для подобной работы.

В заключение семинара Шишкина О.П., директор МАУ «Импульс-центр» напомнила всем участникам о той работе, которая должна быть сделана в каждой образовательной организации на данный момент и дала рекомендации:

— при разработке планов/дорожных карт по реализации модели наставничества разных форм учитывать особенности и характеристики наставляемых и наставников;

— строить работу на принципе дифференцированного подхода;

— продолжать представлять опыт работы на муниципальном уровне в рамках работы опорной площадки по реализации целевой модели наставничества.

Материалы