Как совместить чтение художественной литературы и возможности компьютерных программ

Автор: | 21.01.2022

19 января 2022 г. в рамках формирования читательской грамотности состоялся вебинар для библиотекарей города Оренбурга, на котором присутствовало 44 участника. МАУ «Импульс-центр» совместно с Оренбургской областной полиэтнической детской библиотекой , в рамках творческой мастерской «Библиотека – современные тренды развития», организовала очередную онлайн-встречу по теме «Как совместить чтение художественной литературы и возможности компьютерных программ».

Степина А.А., педагог-библиотекарь МОАУ «СОШ № 61» отметила, что для значительной части учащейся молодежи информационные технологии стали источником, дающим знания, а электронные гаджеты – собеседником. Сегодня школьников нередко называют digital native – (от англ. – «рожденные цифровыми»). Напрашивается вопрос: можно ли через информационные технологии мотивировать учащихся к чтению и изучению литературы? Важно объяснить, что Интернет и книга – не противники, а союзники. Проблема взаимоотношения двух «ветвей культуры» – книги и видеокультуры – сложна и многоаспектна. Выход библиотек в виртуальную среду повлек за собой модернизацию уже существующих, освоение ряда новых форм и методов обслуживания читателей художественной литературы. Совмещение в единой точке доступа к традиционным и электронным источникам – залог успеха библиотек. Услуга абонирования компьютера позволяет создавать доклад, реферат, писать сочинения, имея под рукой все многообразие источников на печатных носителях, хранящихся в фондах библиотеки, а также используя информацию, получаемую через Интернет. Но, к сожалению, это иногда приводит к тому, что дети читают книги в сокращенном варианте. Зал библиотеки, в том числе, используют и как выставочно-презентационную площадку, ведут творческие встречи, тематические мероприятия. Многообразие мультимедийных форм помогает привлечь внимание к шедеврам русской и зарубежной литературы. Наряду с сайтами популярность приобрели блоги. Блоги интересны общением, комментариями, которые оставляют их посетители, в блогах организуются опросы и обсуждения различных литературных проблем: выбор лучших/худших книг, любимые авторы, экранизации литературных произведений, роль книги в жизни, будущее литературы. Общение с молодежью в социальных сетях позволяет воплощать библиотечные идеи в новом формате. Также Анастасия Анатольевна обозначила положительные стороны и недостатки чтения художественной литературы через различные платформы Интернета.

Далее Чернышова Ю.Г., специалиист главной детской библиотеки области рассказали о значении цифрового контента для современных детских библиотек. Особое внимание было уделено такой инновационной форме работы, как веб-квест. Слушателей познакомили с особенностями библиотечных веб-квестов, их структурой и наполнением, а также продемонстрировали примеры наиболее удачных интернет-продуктов.

Шафикова Д.Н., педагог-библиотекарь МОАУ «СОШ № 63» в своем выступлении отметила, что в последние десятилетия острой проблемой остается низкая мотивация школьников к чтению. С развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, падение интереса к литературе. И как в таком случае усадить ребенка за книгу – большой вопрос. В школе продолжается осуществляться программа «Читающая школа». Целью программы является возрождение и поддержка интереса к чтению, книгам, библиотекам. Программа состоит из 2-х блоков, участниками являются ученики 1-4 классов. В программу входят: интеллектуальной игры, работа со справочной литературой, практические занятия, рекламно-информационная (выставочная) работа. В реализации создание двух программ: «Школьный медиацентр» и площадка «Литературное ассорти», результатом которых будет являться создание буктрейлеров во внеурочной деятельности как один из способов поднятия престижа чтения. Следует отметить, что разработка Медиацентра даст возможность не только познакомиться с литературными произведениями, но и приобщить к чтению своих сверстников. Также всем участникам будет приятно осознавать, что их работа будет иметь не только практический эффект, но и доступность для окружающих. Также в рамках площадки «Литературное ассорти» будет проходить в форме литературного кафе, где будет презентация своеобразного меню из книжных блюд и откроется магическая лавка. Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию. Педагог ознакомил участников с основными мероприятиями, которые прошли в школе.

В заключении отметили, что путь инноваций – это средства привлечения. Использование средств ИКТ возможно для проведения библиотечно-библиографических уроков, при этом надо отметить, что компьютер не заменит книгу, например, использовать презентации можно только в качестве демонстрационно-сопровождающего материала, либо фрагмента на уроке, а традиционная работа с книгой должна оставаться.

Тема встречи вызвала большой интерес у присутствующих коллег. Надеемся, что представленные материалы послужат хорошим подспорьем для педагогов-библиотекарей в процессе организации деятельности по приобщению ребенка к книге и чтению.

Материалы