8 февраля 2022 года в рамках работы ГМО по повышению качества химического образования состоялся семинар-практикум «Подготовка обучающихся к Всероссийским проверочным работам (ВПР) по химии».
Приняли участие 25 педагогов образовательных организаций города.
Модераторы: МОАУ «СОШ № 18», МОАУ «СОШ № 53».
Ответственные: Иштерякова Р.Х. (МОАУ «Лицей № 3»), Спасенкова О.В. (МОАУ «Лицей № 5»), руководители ГМО.
Опытом работы по подготовке обучающихся образовательных организаций города к ВПР по химии поделились с коллегами учителя химии Русецкая И.Н. (МОАУ «СОШ № 18»), Николаева И.Б. (МОАУ «СОШ № 53»).
В рамках практикума коллеги провели анализ ВПР. Отметили, что обучающиеся 11 классов в целом справились с предложенной работой и показали базовый уровень достижения предметных и метапредметных результатов, однако результаты отдельных заданий требуют дополнительной работы по устранению недочётов.
Дали практические рекомендации по итогам ВПР:
– Спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов.
– Организовать сопутствующее повторение на уроках, конкретно указать темы, проблемные для класса в целом.
– Использовать индивидуальные тренировочные упражнения для учащихся по разделам учебного курса, вызвавшим наибольшее затруднение.
– Организовать на достаточном уровне работу с текстовой информацией, что должно обеспечить формирование коммуникативной компетентности школьника: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и использовать её в своей работе.
– Проводить на уроках виды чтения: поисковые (с ориентацией на отбор нужной информации), исследовательские и другие.
– Совершенствовать навыки работы обучающихся со справочной литературой.
Рассмотрели структуру ВПР, отработали задания ВПР — 8, ВПР — 11, сделали акцент на те задания, которые вызывают затруднения у школьников.
Предложили ряд рекомендаций по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «Химия»:
– Организовать межшкольные занятия по подготовке учащихся к ВПР.
– В период подготовки к ВПР необходимо в урочное и во внеурочное время провести уроки (занятия) — рефлексии по закреплению, углублению и обобщению знании по важнейшим разделам химии.
– Организовать дифференцированное обучение школьников с разным уровнем предметной подготовки (у обучающихся с низким уровнем подготовки целесообразно обратить особое внимание на формирование основополагающих химических понятий, используя различные задания, выполняя которые учащийся должен объяснять промежуточные действия в предлагаемом решении).
– Уделить внимание повторению тем, производить расчеты с использованием понятия «массовая доля»; различие между химическими реакциями и физическими явлениями. Эта работа должна быть направлена не на воспроизведение полученных знаний, а на проверку умений эти знания применять.
– Систематизировать работу по решению задач.
– Активизировать внимание учащихся на характерные ошибки, которые они допускают при устных и письменных ответах.
– Нацелить учащихся на необходимость самостоятельной работы и систематического выполнения домашних заданий.
– В ходе текущего контроля использовать задания, требующие творческого подхода с опорой на имеющиеся знания основных химических закономерностей.