Развитие коммуникативной компетенции в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку

Автор: | 30.03.2022

30 марта 2022 года в рамках работы ГМО учителей русского языка и литературы прошли мастер-классы «Развитие коммуникативной компетенции в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку». Приняли участие педагоги из 12 образовательных организаций города.

Модератор: МОАУ «СОШ № 79».

Ответственный: Лобак В.А., учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 57», руководитель ГМО СО.

Опытом работы по подготовке обучающихся к ВПР и государственной итоговой аттестации по русскому языку поделились с коллегами учителя русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 79».

Бугаева Г.А. отметила, что «по русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетенции».

Озвучила проблемы подготовки к итоговой аттестации:

  • учащимся сложно выбрать основную мысль из прочитанного текста
  • немногие могут выделить и сформулировать позицию автора в тексте и затронутые проблемы
  • у некоторых учеников прослеживается примитивность в высказываниях при составлении текста-рассуждения
  • беден лексический запас учащихся
  • не сформировано умение оперировать лексикой предмета (при написании сочинения — рассуждения на лингвистическую тему
  • неумение грамотно оформить монологический ответ и другие.

Представила проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Показала коллегам, как применять кейс-технологии при подготовке к сочинению.

О применении элементов технологии продуктивного чтения при подготовке учащихся к ВПР рассказала Денисова А.В.

Анализ результатов ВПР по русскому языку в среднем звене выявил недостаточное умение школьников работать с текстом, правильно выражать свои мысли, интерпретировать текст. Эти же умения необходимы выпускникам на итоговой аттестации.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности, или технология продуктивного чтения направлена на формирование всех УУД (Н.Н. Светловская).

Приемы: чтение по кругу, читаем парой, чтение с пометами, двойной дневник, вопросный план, дырявое письмо, тонкие и толстые вопросы, кубик Блума, конкурс шпаргалок и др.

Рассмотренные в работе приемы с каждым классом помогают глубже и осмысленнее воспринимать текст, с которым работают школьники. Это способствует развитию читательской компетентности и является несомненным условием повышения общей речевой культуры обучающихся.

Тихонова Т.И. представила систему работы по подготовке учащихся к ЕГЭ. Особенно важны мыслительно-речевые умения (сжатое изложение и сочинение-рассуждение). С целью формирования коммуникативной компетенции можно использовать различные формы и методы: лингвистический анализ текста, различные виды диктантов, работа с текстами-миниатюрами, мини сочинения, коммуникативные и игровые ситуации; применять на уроках разнообразные приемы работы: выразительное чтение преподавателя, комментированное чтение, выразительное чтение по ролям, анализ текста, составление плана, конспекта, заучивание и др.

Обзор методической литературы по вопросу «Формирование коммуникативной компетентности учащихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку» провела сотрудник Центральной областной библиотеки для молодёжи Иштуганова К.В.

Коллеги получили практические рекомендации по подготовке обучающихся 11 классов к экзамену.

Материалы