Реализация обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО: управленческие и методические решения

Автор: | 04.05.2022

28 апреля 2022 года состоялось очередное заседание Школы молодого заместителя, которое проходило в рамках совещания-консультации для заместителей руководителей и директоров, на котором рассматривались вопросы перехода на обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО, формирования ООП НОО и ООП ООО. Данная встреча организована с участием начальника отдела контроля качества образования управления контроля и надзора, лицензирования и аккредитации образовательных организаций Оренбургской области Крупиной С.В.

Имеются три требования к разработке ООП, установленные стандартом: это структура, условие и результаты. Структура и условия, в соответствии с 3-м стандартом не изменились. Поменялись планируемые результаты. Для каждого класса определены и закреплены конкретные предметные, метапредметные и личностные результаты. Для чего? Для того чтобы ученик, переходя из одной школы в другую, мог легко встроиться в образовательный процесс.

В рабочей программе должно быть три блока: содержание, планируемые результаты и тематическое планирование. Может ли больше быть разделов? Может, если это прописано в локальном акте ОО. Если в локальном акте прописано 11 позиций, а в реальности только 3 позиции, то идет нарушение того, что Вы сами себе определили. При проверке надзорный орган исходит от федерального документа, в котором обязательными являются 3 блока, потом изучается локальный акт образовательной организации и на основе этого изучаются рабочие программы, разработанные в ней. Таким образом, на это надо обращать внимание!  

Структура и содержание.

В ООП имеется целевой, содержательный и организационный разделы.

В начальном общем образовании новый стандарт не касается детей с ОВЗ и УО. Для них два приказа  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 и № 1599. АОП и РП для детей с ОВЗ пишутся отдельно.

В стандарте основного общего образования пронизан стандарт и для детей с ОВЗ, в содержательном разделе есть программа коррекционной работы, она разрабатывается в том случае, если есть дети с ОВЗ.

Если посмотреть содержательный раздел, то там есть рабочие программы воспитания. Вы изучили примерную рабочую программу воспитания, увидели модули, которые там есть, взяли эти модули на вооружение и реализуете, придав ей специфичность вашей образовательной организации. Анализ воспитательного процесса требует стандарт, примерная образовательная программа говорит о наличии пояснительной записки, в которой отражают аналитическую часть воспитательного процесса образовательной организации (мероприятия, которыми отличается образовательная организация: день лицеиста, празднуете какие-то даты, общешкольные мероприятия, традиции и т.д.). Стандарт определяет нам цели, задачи воспитания обучающихся, виды, формы, содержания работы, с учетом специфики организации. Все эти нюансы должны быть прописаны в пояснительной записке. Поэтому, когда разрабатываете программу воспитания, вышесказанное все прописываете, чтобы ваша образовательная организация была узнаваема и отлична от других.

Учебный план.

Нам рекомендовано перейти на стандарты с 1-го по 8 класс. К стандартам мы должны перейти за 2 года. Учебный план пишется на уровень. Таким образом, 9-е классы не переходят на новый стандарт, но в учебном плане будет 9 класс обязательно. Т.е. этот учебный план пишется для тех обучающихся, которые придут в 9 класс в 2027 г. Если вы написали учебный план на 2022-2027  уч. г., проработав 2022-2023 учебный год, то понимаете, что нужны какие-то изменения и это допустимо. Т.е. мы можем внести изменения, для тех обучающихся, которые будут учиться с 5 класса на протяжении 5-и лет с 2023-2028 уч. г. Делаем изменения, если они нужны, для следующего потока детей начиная с 5 класса по 9 класс. Внимание!!! Мы не можем вносить изменения уже в имеющийся учебный план, например, разработанный на 2022-2027 уч. г. Учебный план разработан, и мы его не трогаем на протяжении всего периода обучения. Часы определены стандартом и САНПИНом. Москва сообщила, что будут внесены в стандарты, в качестве увеличения максимального объема академических часов, которые будут приближены к нормам САНПИНа. На сегодня будем ориентироваться на часы, предлагаемые этой организацией, т.к стандарт будет претерпевать изменения. Не забываем, что в учебном плане имеется 2 части: обязательная (содержит обязательные предметы и предметные области) и часть, формируемая участниками образовательных отношений (конкретизированные предметы, курсы или модули).

Далее. Что шире в понятиях: модуль, курс или предмет? Ответ: Либо курс, либо предмет. Если мы берем курс «математика», то он состоит из 3 предметов. Каждый предмет состоит из несколько модулей.

Можем ли мы вводить только какой-то модуль? Нет.  Мы можем изучать предмет/курс несколькими модулями, даже разными учителями на протяжении учебного года. Название должно очень четкое. Это должно быть регламентировано, формироваться запросами родителей, по их заявлению. Запросы выясняются/изучаются с помощью анкетирования, на родительском собрании, в виде СМС и т.д. После анкетирования и других форм определения запросов проводится анализ, какие курсы, предметы, модули необходимо вводить. Определяются возможности школы (ресурсы). Но перечень возможностей должен, сформирован до определения запроса, с которым знакомите родителей для того, чтобы родители видели этот перечень и выбор делали исходя из этого перечня.

Еще одна особенность. Учебные предметы и предметные области переименовывать нельзя, они должны называться так, как они определены в стандарте.

В расписании уроков предметы называться должны так в учебном плане.   

В учебном плане не допускается сокращение в названии предмета, так как в аттестат идут эти предметы, в той формулировке, как они звучат в учебном плане.

Обратите внимание!

В 5-6 классе предмет – «математика», в 7-9 кл. – это «алгебра», «геометрия», «теория вероятности и статистика». Образовательная организация определяет самостоятельно как в учебном плане – одним словом писать или разделять на четыре. Если вы разделяете все эти предметы в учебном плане, то в пояснительной записке должно быть четко прописано, что на уровне 7, 8, 9 классов эти три предмета — это предметная область «Математика и информатика», а учебный предмет «Математика». Обычно разделение связано с расписанием, чтоб дети понимали, куда ни идут, на какой предмет или связано с тарификацией.

Вопрос: В учебном плане можно разделить данный предмет? Ответ: МОЖНО.  

В каждой ОО должен быть локальный акт о промежуточной аттестации. И если вы разделили для своего удобства, то должны в ЛНА четко прописать из чего будет складывать отметка по предмету «Математика». И как вы у себя в локальном акте пропишете, из чего складывается эта оценка, так и будет (средняя из 15 оценок, например, 7,8,9 кл. или из 3-х).

Также делаем и с предметом «История».

Содержание образовательной программы должно соответствовать стандарту. Читаем внимательно стандарт, в части, что образовательная организация ДОЛЖНА!?

Внимательно отслеживаем: через что мы будем реализовывать УУД?

Вариативность содержания основной образовательной программы. Что она из себя представляет? Это предметы по выбору (перечень, который предлагает ОО), углубленное изучение предметов (начинается с 5-го по 9-е классы) вводится не зависимо от того это лицей или обычная школа. Как можно углублять можно?  Через часть формируемую, через увеличение количества часов, деление классов на группы (по здоровью, по гендерному признаку, по успеваемости и т.д.).

В стандарте написано: образовательные технологии могут быть…, это значит, что могут и не быть. Обращаем внимание в подобных документах на формулировки: образовательная организация ДОЛЖНА и МОЖЕТ…. То, что организация должна – это выполняем в обязательном порядке, если имеется выражение «может…», то здесь исходим от возможностей ОО.

Что касается предметов «Родной язык (русский)» и «Второй иностранный» стандарт нам говорит, что их вводим при наличии заявлений от родителей и наличии возможностей ОО. Это значит, что мы его можем не включать для изучения, если эти два условия имеются, то можем включить в учебный план. Если школа уже несколько лет вводит второй иностранный, то ей нет необходимости исключать его из учебного плана. То же самое и с родным языком (русским). Если есть необходимость в нем – вводим, нет – не вводим и переносим этот час на русский язык. Далее, в перечне модулей в стандарте вы выбираете один из двух учебных курсов данного перечня. Вопрос: Как реализовывать? Ответ: В 5-6 кл. Так как примерной программы нет, а обязательность есть, мы можем, например, в 5 кл. оставить час, а в 6 кл. вывести во внеурочную деятельность или в какой-то интегрированный курс. При этом в аттестат пойдет этот предмет, так как в аттестат идут все предметы из обязательной части учебного плана, независимо от того, сколько было отведено часов на предмет с отметкой. А если этот предмет включен в формируемую часть, тогда в аттестат мы не включаем этот предмет,

При составлении учебного плана помним основные требования:

— не допускаем сокращения в названии предмета;

— не упускаем ни единого предмета из обязательной части;

— учебный план разрабатывается на уровень (5-9 кл.);

— название учебных предметов пишем правильно (см.  стандарт);

— на физическую культуру выделяем не менее 2-х часов.

В стандарте основного образования конкретизирует перечень предметов, которые должны, однозначно, убраны из учебного плана для детей с ОВЗ с различными заболеваниями. Для глухих, например, нет музыки, если есть дети с ОВЗ (5-9 кл.) должна быть адаптивная физическая культура, даже если ребенок имеет диабет, интеллект норма. В учебном плане должна стоять адаптивная физическая культура (содержание остается прежним). Его адаптированная основная образовательная программа будет отличать учебным планом и наименованием предмета, и рабочей программой по адаптивной физической культурой.   Предметные результаты по адаптивной физической культуре ОО определяет самостоятельно, зная возможности ребенка.

Следующее, контролирующий орган, увидев индивидуальный номер РП, в ее содержание погружаться не будет. Конструктор имеет пояснительную записку, содержание, тематическое планирование. И если учитель самостоятельно решил разработать, то ему необходимо доказать, что все содержание верное и соответствует стандарту и реализовываются все планируемые результаты. Рабочая программа по предмету должна быть написана на уровень, с учетом программы воспитания ОО. Как отразить? Через виды деятельности программы воспитания.

 Рекомендации:

— при разработке ООП, АОП и РП учесть все требования обновленных ФГОС;

— на собеседование завучей представить проекты ООП, АОП и РП для проверки и корректировки.

Материалы