Молодые руководители вели разговор об эмоциональном выгорании

Автор: | 19.09.2022

14 сентября 2022 г. на базе МОАУ «СОШ № 89» состоялось занятие в рамках Школы молодого руководителя. На встрече поднимался вопрос об эмоциональном выгорании педагогического коллектива.

По данной теме выступала директор магазина «Секретория» Демина Т.В. Она отметила, что на современном этапе развития общества и образования педагог испытывает большие перегрузки, подчас превышающие ресурсы организма: физиологические, психологические, когнитивные, энергетические. В связи с этим появляется переутомление, нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Одним из компонентов компетентности педагога по вопросам сохранения здоровья является умение поддерживать свое здоровье и противодействовать СЭВ, эффективно применять способы сохранения здоровья и создавать здоровьесберегающую среду для своих учеников. Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства: во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни; во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима работы и благоприятных условий для воспитания и обучения детей. Главная причина возникновения СЭВ психологическое   переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (физическими и психологическими),    у человека нарушается состояние равновесия, что неизбежно приводит к возникновению СЭВ. Акцентировала внимание на стадиях синдрома эмоционального выгорания: истощение, личностная отстраненность, ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Представила участникам приемы, которые позволят избежать встречи с синдромом профессионального выгорания и рекомендации по профилактике возникновения профессионального выгорания. Также она отметила, что работа в системе «человек-человек» требует большой эмоциональной отдачи. Но где найти неисчерпаемый источник энергии и как избежать полного истощения душевных сил? В современном мире сохранение психического здоровья педагога — серьезная  проблема. Требования к учителям с каждым годом меняются и возрастают. Кроме того, учителям ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью и  думать о рейтинге школы. Повседневная работа учителя постоянно погружает его в эмоционально напряженные ситуации: ученики не могут усвоить учебный материал, не проявляют должного усердия, нарушают дисциплину. Время от времени возникают конфликты с родителями. Коллеги не всегда проявляют понимание в отношении нагрузки. Администрация чрезмерно загружает дополнительными обязанностями или излишне контролирует, требуя разнообразных отчетов. Известно, что эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со своими задачами, адекватно и справедливо воспринимает своих учеников, доброжелателен в общении с ними и их родителями. Спокойный педагог не только в силах давать знания по программе, но и способен сформировать и развивать умения, навыки, компетенции, организовав педагогическое пространство, используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально-личностного подхода в обучении каждого ребенка. Сохранение психического здоровья учащихся невозможно без сохранения стабильного эмоционального состояния педагогов. Обычно профессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста. Выгорать — значит терять связь с миром, отчуждаться от себя, других людей, жизни в целом. При этом происходит притупление всех положительных эмоций. Педагог начинает видеть во всем только негатив. Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. Поэтому задача руководителя помочь педагогу уже на первой стадии его выгорания, он должен знать, уметь и использовать способы мотивирования и стимулирования педагога, организовывать мероприятия с участием педагога-психолога и др.

Участникам были даны практические рекомендации по предупреждению,  выявлению и предотвращению эмоционального выгорания педагогических работников образовательных организаций.