Открытый урок по экономике по теме «Налоги: доход для государства и расход для налогоплательщика»

Автор: | 20.10.2022

11 октября 2022 года на базе МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) был дан открытый урок в 11 классе учителем экономики Троенко Н.А. в рамках работы опорной площадки по финансовой грамотности для учителей города Оренбурга по теме «Налоги: доход для государства и расход для налогоплательщика». Данный урок посетили учителя экономики со стажем до 3 лет.

По своей структуре данный урок является уроком открытия новых знаний, урок реализован в технологии развития критического мышления.

Весь урок состоял из трех стадий: вызова, осмысления, рефлексии. Каждый этап урока был спланирован так, что выстроился в одну логическую цепочку, направленную на решение главного проблемного вопроса урока: «Налоги — это благо или зло?»

Данный урок соответствовал требованиям ФГОС, т.к. был построен на основе системно-деятельностного подхода. Весь материал урока был подобран таким образом, что обучающимся приходилось постоянно обращаться к собственному жизненному опыту и использовать знания, приобретенные в других учебных сферах, вспоминать ранее изученные темы по обществознанию и экономике. Это доказывает метапредметный подход в разработке урока, а также его связь с ранее изученным материалом.

При реализации системно-деятельностного подхода на уроке в рамках стадии вызова, т.е. при актуализации знаний, ребятам были предложены подводящий диалог и постановка проблемной ситуации (с помощью высказываний известных экономических деятелей). Ребятам пришлось поработать с текстовыми фрагментами Налогового кодекса РФ, где необходимо было найти определение налога, виды налогов и их функции.  Анализируя составленную при работе с текстом таблицу, учителю удалось обратить внимание ребят на некоторые аспекты налоговой системы нашей страны и выделить один из прямых налогов НДФЛ. 

На стадии осмысления и этапах первичного усвоения и понимания нового содержания учитель предложила парную работу. Кульминационным моментом стадии осмысления стал этап первичного закрепления — решение практических задач на расчет НДФЛ для разных категорий налогоплательщиков. Решение финансовых задач способствовало повышению мотивации и интенсификации обучения, активизировало обучающихся, способствовало развитию финансовой и математической грамотности обучающихся.

Учитель выступала в роли консультанта-фасилитатора, т.е. направляла деятельность детей, помогала им разобраться в вопросах урока, организовывала их обмен мнениями. Информация о домашнем задании была дана в кьюаркодах.

Троенко Н.А. показала молодым учителям технологию построения современного урока с использованием различных педагогических технологий, подходов, приемов и методов обучения. На уроке решались образовательные задачи комплексно, сохраняя баланс между предметной подготовкой и функциональной грамотностью.