19 октября 2022 года в рамках работы опорной площадки по формированию читательской грамотности обучающихся на базе МОАУ «СОШ № 54» состоялся методический день для учителей начальных классов города Оренбурга. На мероприятии присутствовало 42 учителя.
В рамках методического дня учителя школы провели семинар по теме: «Из опыта работы: «Читательская грамотность учащихся начальной школы» и открытый урок. Беспомощнова А.П, учитель начальных классов МОАУ «СОШ № 54» поделилась опытом работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения. Она отметила, что на своих уроках систематически использует приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Представила ряд педагогических технологий, которые позволяют развивать у учащихся читательскую грамотность. Поделилась с участниками упражнениями по формированию умений анализировать смысловую структуру текста. Новикова С.А., заместитель директора представила работу учителя-дефектолога с детьми с нарушением речи по данному направлению, рассказала о его взаимодействии с учителями.
Далее Корабельникова И.А., учитель начальных классов провела открытый урок во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова». Через различные педагогические технологии и приемы учитель развивал у учащихся навыки самостоятельной работы с информацией, коммуникативных навыков, умений делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, развивал память, логическое мышление, речь, совершенствовал навыки взаимоконтроля и самоконтроля. По результатам проведенного урока учитель провела самоанализ.
Участники мероприятия пришли к выводу, что формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Важно помнить, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от учителя, задача которого, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.
Рекомендации:
— создать базу эффективных методов и приемов по формированию читательской грамотности учащихся в урочной и внеурочной деятельности;
— систематически использовать современные педагогические подходы на уроках по формированию читательской грамотности.