Работа опорной площадки по реализации Концепции преподавания родных языков народов России

Автор: | 27.03.2023

21 марта 2023 года в рамках работы опорной площадки по реализации Концепции преподавания родных языков народов России на базе МОАУ «СОШ № 1» был проведен открытый урок по родной (русской) литературе на тему «Ближнему помогаешь – радость узнаешь. Рассказ В.П.Астафьева «Бабушка с малиной».

При проведении урока были использованы современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС: элементы технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) (на этапе «Открытие нового знания»), технологию парной деятельности  (на этапе «Открытие нового знания»), технология проведения дискуссий (на этапе закрепления изученного материала), технология критического мышления (на этапе рефлексии), педагогика сотрудничества (на всех этапах урока). Чтобы добиться цели урока был проработан рассказ с выходом на запись основных дефиниций, схем, выводов в тетради, был предложен для изучения дополнительный материал. Предложенный материал урока соответствовал возрастным особенностям учащихся. В ходе урока была организована фронтальная работа (мотивационно-целевой этап), индивидуальная работа (выступления отдельных учащихся группы на этапе закрепления материала). Использовались следующие средства обучения:

-наглядный материал: термины, иллюстрации, стенд с книгами;

— различные источники информации: учебник, дополнительный материал (документ).

На уроке были реализованы следующие дидактические принципы:

  • принцип деятельности – ученики получали знания не в готовом виде, а добывали их сами, что способствовало активному успешному формированию общеучебных умений;
  • принцип психологической комфортности через создание на уроке доброжелательной атмосферы;
  • наглядности;
  • систематичности и последовательности, доступности.

Урок отличался динамичностью, распределение времени было рациональным. Урок основывался на реализации личностно ориентированного, системно-деятельностного подхода в обучении. Учащимися была проанализирована проблематика рассказа и выяснен замысел автора. Учитель постоянно уделял внимание развитию коммуникативных навыков обучающихся, их творческих способностей. Ученики через материалы урока смогли осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения героев художественного произведения. Учитель подвел учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, забота, уважение, ответственность. Все учащиеся усвоили дефиниции по изученной теме, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки в ходе рефлексии. Учителю удалось выдержать стиль общения с учащимися в рамках сотрудничества, организовать их активную работу на уроке. Подведение итогов показало совпадение результатов с поставленной целью.

Присутствующие отметили значимость материала урока, его практико-ориентированный характер.