Работа стажировочных площадок
для молодых педагогов в рамках Школы молодого учителя «Ориентир»

Автор: | 30.03.2023

28 марта 2023 года в рамках работы Школы молодого учителя «Ориентир» прошли заседания стажировочных площадок по теме: «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках в контексте реализации ФГОС»:

— русского языка и литературы (руководитель: Воронина И.П.)

— математики (руководитель: Карапетян Н. В.)

— начальных классов (руководитель: Рашевская Н. В.)

— английского языка (руководитель: Широкова Ю. А.)

— географии (руководитель: Склярова Г. Г.)

— технологии (руководители: Матафонова М. В., Филиппов М. Ю.)

— информатики (руководитель: Зайко Н. В.)

— физической культуры (руководитель: Сазонова Л. Г.)

— ИЗО (руководитель: Ботвиновская Ю. В.)

— преподавателей-организаторов ОБЖ (руководитель: Панфилкина О. В.)

— биологии и химии (руководитель: Ягудина С.М.)

— истории и обществознания (руководители: Каратаева Т.А., Касаткина С.А.)

На заседаниях стажировочных площадок приняли участие около 100 молодых педагогов со стажем работы до 3 лет образовательных организаций г. Оренбурга.

Цель: ознакомление педагогов понятием «функциональная грамотность», её составляющими и способами формирования данного образовательного результата, повышение мотивации и формирование интереса у учителей к процессу формирования у учащихся практических навыков развития функциональной грамотности.

Задачи:
— раскрыть сущность понятий «функциональная грамотность учащихся»;

— рассмотреть проблему взаимосвязи развития профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей реализацию педагогического процесса, инициирующего и формирующего функциональную грамотность учащегося, как одну из главных на современном этапе развития образования;

— познакомить с приёмами работы на уроках, способствующих развитию функциональной грамотности у учащихся;

— познакомить с международными сравнительными оценочными исследованиями функциональной грамотности учащихся.

Планируемые результаты:

Участники семинара смогут через решение заданий, понять необходимость использования на своих уроках задания по формированию функциональной грамотности учащихся.           

Руководители стажировочных площадок и стажеры рассмотрели  понятие функциональная грамотность, а также познакомились о международных сравнительных исследованиях PISA, PIRLS, TIMSS.

В рамках мастер-класса опираясь на результаты работы в группах, педагоги сформулировали понятие «Функциональная грамотность», «Функционально грамотная личность», рассмотрели направления функциональной грамотности, подробно остановились на каждом предмете.

В практической работе отметили отличие термина «чтение» от «функционального чтения»; доказали свою точку зрения, подбирая практические задания; определили виды работ для развития функциональной грамотности учащихся; определились с составляющими  функционально  грамотной личности.

Ответили на вопрос: Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика? Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те упражнения, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения. Вот и ответ на поставленный вопрос: чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Материалы

Фотогалерея