28 марта 2023 года в рамках работы Школы молодого учителя «Ориентир» прошли заседания стажировочных площадок по теме: «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках в контексте реализации ФГОС»:
— русского языка и литературы (руководитель: Воронина И.П.)
— математики (руководитель: Карапетян Н. В.)
— начальных классов (руководитель: Рашевская Н. В.)
— английского языка (руководитель: Широкова Ю. А.)
— географии (руководитель: Склярова Г. Г.)
— технологии (руководители: Матафонова М. В., Филиппов М. Ю.)
— информатики (руководитель: Зайко Н. В.)
— физической культуры (руководитель: Сазонова Л. Г.)
— ИЗО (руководитель: Ботвиновская Ю. В.)
— преподавателей-организаторов ОБЖ (руководитель: Панфилкина О. В.)
— биологии и химии (руководитель: Ягудина С.М.)
— истории и обществознания (руководители: Каратаева Т.А., Касаткина С.А.)
На заседаниях стажировочных площадок приняли участие около 100 молодых педагогов со стажем работы до 3 лет образовательных организаций г. Оренбурга.
Цель: ознакомление педагогов понятием «функциональная грамотность», её составляющими и способами формирования данного образовательного результата, повышение мотивации и формирование интереса у учителей к процессу формирования у учащихся практических навыков развития функциональной грамотности.
Задачи:
— раскрыть сущность понятий «функциональная грамотность учащихся»;
— рассмотреть проблему взаимосвязи развития профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей реализацию педагогического процесса, инициирующего и формирующего функциональную грамотность учащегося, как одну из главных на современном этапе развития образования;
— познакомить с приёмами работы на уроках, способствующих развитию функциональной грамотности у учащихся;
— познакомить с международными сравнительными оценочными исследованиями функциональной грамотности учащихся.
Планируемые результаты:
Участники семинара смогут через решение заданий, понять необходимость использования на своих уроках задания по формированию функциональной грамотности учащихся.
Руководители стажировочных площадок и стажеры рассмотрели понятие функциональная грамотность, а также познакомились о международных сравнительных исследованиях PISA, PIRLS, TIMSS.
В рамках мастер-класса опираясь на результаты работы в группах, педагоги сформулировали понятие «Функциональная грамотность», «Функционально грамотная личность», рассмотрели направления функциональной грамотности, подробно остановились на каждом предмете.
В практической работе отметили отличие термина «чтение» от «функционального чтения»; доказали свою точку зрения, подбирая практические задания; определили виды работ для развития функциональной грамотности учащихся; определились с составляющими функционально грамотной личности.
Ответили на вопрос: Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика? Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те упражнения, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения. Вот и ответ на поставленный вопрос: чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.