Подведены итоги муниципального этапа конкурса методических разработок «Время читать!»

Автор: | 12.05.2023

Во исполнение распоряжения управления образования администрации города Оренбурга «О проведении V муниципального конкурса методических разработок «Время читать!» № 136 от 14.03.2023 г, в целях выявления и изучения современных технологий проведения уроков и других образовательных мероприятий, способствующих формированию и расширению читательского кругозора, интересов, увлечений с помощью книг, развитию читательского вкуса, привычки к чтению; вовлечения учителей русского языка и литературы в активную деятельность по совершенствованию методики преподавания отечественной литературы состоялся муниципальный этап конкурса. Организатором конкурса является муниципальное автономное учреждение «Центр психолого-педагогический, медицинской, методической и социальной помощи «Импульс-центр».

К участию в конкурсе приглашались педагогические работники муниципальных общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования города Оренбурга независимо от форм собственности: учителя, библиотекари, психологи, педагоги дополнительного образования.

В конкурсе 2023 г. приняло участие 34 участника из 19 образовательных организаций (2021 г. – 42 работы из 15 ОО, 2022 г. – 34 работы из 23 ОО). Количество участников сохранилось по отношению к прошлому году. Конкурс проводился по 3 номинациям. Авторами предоставлены:

— 16 методических разработок: технологические карты уроков, внеклассных мероприятий, классных часов,  библиотечные уроки (2021 г – 28 работ, 2022 г. – 20 работ);

— 16  буктрейлеров (видеозаписи, в которой в любой форме (художественная постановка, слайд-шоу с иллюстрациями, текстовый ряд) рассказывается о какой-либо книге (в 2021 г. – 12 работ, 2022 г. – 14 работ);

— 2 букстори.

Конкурсные материалы прошли оценку членов жюри. Все участники конкурса получили сертификаты, победители отмечены дипломами.

По мнению и оценкам жюри, решено присудить:

1 место и наградить дипломом победителя 1 степени:

  • в номинации «Методическая разработка» Шмулевич Анну Евгеньевну, учителя начальных классов МОАУ ««Гимназия № 7» (полного дня);
  • в номинации «Буктрейлер» Самсонову Кристину Валерьевну, библиотекаря МОАУ «СОШ № 95»;
  • в номинации «Букстори» Сквалецкую Татьяну Юрьевну, учителя информатики МОАУ ««Гимназия № 7» (полного дня).

II место и наградить диплом победителя 2 степени:

  • в номинации «Методическая разработка» Саглаеву Анастасию Сергеевну, учителя начальных классов МОАУ «СОШ № 37»;
  • в номинации «Буктрейлер» Солтык Анастасию Анатольевну, учителя русского языка и литературы МОАУ «Лицей № 1» г. Оренбурга;
  • в номинации «Букстори» Вишнякову Ольгу Николаевну, педагога дополнительного образования МАУДО ЦДТ г. Оренбурга.

III место и наградить диплом победителя 3 степени:

  • в номинации «Методическая разработка» Ишаманову Алию Социаловну, учителя иностранного языка МОАУ «Гимназия № 6»; Петрову Марию Александровну, учителя начальных классов МОАУ «Гимназия № 4»
  • в номинации «Буктрейлер» Герингер Ольгу Александровну, учителю английского языка МОАУ «СОШ № 79».

Самыми активными образовательными организациями стали МОАУ «СОШ № 79» (5 работ), МОАУ «Гимназия № 7», «СОШ № 18» и ЦДТ г Оренбурга по 3 работы, МОАУ «СОШ № 56», «СОШ № 14», «СОШ № 34»  и «Лицей № 3» по 2 работы.

Большинство участников представили свои лучшие уроки и занятия, классные часы. Технические инновации дали возможность новым средствам для практического создания и широкого распространения изданий в видеоформате. Второй год вместо привычных книжных выставок и обзоров в практике библиотек прочно закрепляется современный способ продвижения книги – буктрейлеры. Представляя молодому читателю книги и пропагандируя их в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр, объединяющий литературу и медиаресурсы, а также – сетевые ресурсы. Достижения аудиовизуальной культуры позволяют учителям, педагогам-библиотекарям в динамичной и увлекательной форме донести до потенциального читателя рассказ о книге. Авторы смогли не только рассказать о том, чем же так хороша та или иная книга, но и показать наглядно, с помощью картин, рисунков, видеосюжетов. Педагоги продемонстрировали профессиональные компетенции в расширении читательского кругозора, интересов, развитию читательского вкуса у обучающихся. Показали своё мастерство в области передачи собственного инновационного педагогического опыта, культуру проектирования занятий, оригинальность и творческий подход к отбору содержания конкурсной работы, нестандартность подхода к проведению мероприятия.

Этот конкурс стал не только хорошей традицией, но и настоящей школой повышения педагогического мастерства педагогов, набирает обороты и привлекает интерес все большей аудитории.

Анализ конкурсных материалов позволил сделать следующие выводы.

Представленные технологические уроки, сценарии внеклассных мероприятий содержат методическую часть урока, этапы хода урока. В методической части отражена цель, задачи (воспитательные, развивающие, обучающие), образовательные технологии, межпредметные связи. Этапы урока демонстрируют логику ведения урока с соблюдением основных дидактических принципов: последовательности, системности, связи теории с практикой и др. Ход урока демонстрирует совместную деятельность педагога и обучающихся по решению учебно-познавательных задач. Заключительная часть урока содержит итоговые выводы сопоставимые с целью.

В некоторых работах, среди замечаний, можно выделить следующее:

— цель и задачи не конкретизированы;

— планируемые результаты не соотнесены с задачами;

— образовательные технологии не являются интерактивными;

— минимизировано представлена самостоятельная деятельность обучающихся;

— отсутствует деятельность по самооценке и самоанализу образовательной деятельности обучающихся;

— отсутствует дифференцированный подход на одном или нескольких этапах урока.

С помощью буктрейлеров и букстори авторы показали и выразили не только привычную фантазию, воображение и творческие способности, но и режиссёрский взгляд при представлении книги. Так же показали свои умения  использовать передовые технологии, несложные технические программы, применять продукт киноиндустрии и производить мультимедийные продукты. Реклама книги в популярных социальных сетях далеко не единственный, но в настоящее время самый прогрессивно развивающийся во всем мире способ, который доступен каждому, у кого есть компьютер, фотоаппарат или видеокамера.

При оценивании работ жюри отметило, что некоторым авторам не хватило в работах:

  • креативности сценария;
  • оригинальности исполнения;
  • наличия специальных эффектов при оформлении видеоряда.

В целом конкурсные материалы соответствуют заявленному положению. 

Конкурсные материалы победителей будут направлены на IV региональный конкурс методических разработок «Время читать!».

Рекомендации:

  • соблюдать эстетичность оформления конкурсной работы;
  • четко выстраивать целеполагание и поставленные задачи конкурсной работы;
  • планируемые результаты соотносить с задачами;
  • использовать оригинальность и творческий подход к отбору содержания конкурсной работы, нестандартность подхода к проведению мероприятия;
  • соблюдать технические требования к работе;
  • продумывать сценарии, чтобы заинтересовывать читателя конкретным произведением;
  • использовать передовые технологии, несложные технические программы;
  • включать в видеоряд специальные эффекты при оформлении.

Материалы победителей

Номинация «Методические разработки»:

Саглаева А.С., учитель начальных классов МОАУ «СОШ № 37»

Шмулевич А.Е., учитель начальных классов МОАУ «Гимназия № 7»

Петрова М.А., учитель начальных классов МОАУ «Гимназия № 4»

Ишманова А.С., учитель английского языка МОАУ «Гимназия № 6»

Номинация «Буктрейлер»:

Самсонова К.В., библиотекарь МОАУ «СОШ № 95»

Солтык А.А., учитель русского языка и литературы МОАУ «Лицей № 1»

Герингер О.А.,учитель МОАУ «СОШ № 79»

Номинация «Букстори»:

Сквалецкая Т.Ю., учитель информатики  МОАУ «Гимназия № 7»

Вишнякова О.Н., педагог доп. образования МАУДО ЦДТ г. Оренбурга